В минувшее воскресенье в морском порту Нарьян-Мара причалил к пирсу первый после открытия навигации грузовой теплоход, прибывший морем. Сухогруз «Нарва», зафрахтованный компанией ООО «Полар Транс», доставил в окружной центр свыше трех тысяч тонн различных народно-хозяйственных грузов. На пути в НАО, приблизительно в середине устья Печоры, команда столкнулась с очень тяжелым препятствием – ледовым припаем, достигавшим в ряде мест толщины в два метра. Однако все обошлось, теплоход благополучно дошел до грузовой пристани.
– В Баренцевом море к нашей команде из одиннадцати человек прибавилось еще два члена экипажа: две симпатичные кайры обосновались на палубе рядом с легковыми автомобилями для Нарьян-Мара, – с улыбкой рассказывает репортеру «НВ» старший механик Андрей Юрышев. – Кайра на борту – к удаче, говорят на флоте. Так что все трудности перехода из Архангельска до вашего города мы преодолевали вместе с ними.
По словам стармеха Саныча, как любя зовут в команде Юрышева, из-за тяжелейшей ледовой пайки скорость хода ледостойкой «Нарвы» не превышала порой двух узлов в час. Рисковать не хотели, потому и шли при сильном ветре и температуре до минус трех очень медленно и аккуратно, то сбавляя ход, то вообще останавливаясь.
Кстати, именно сильный ветер и помог, в конце концов, старенькой, но еще крепкой и надежной «Нарве» вырваться из ледового капкана. Северный ветер, как мог, разогнал ледовый припай и освободил путь.
Посреди Баренцева моря на палубе теплохода неожиданно произошло дорожное ДТП. Из-за сильной качки в открытом море не выдержали тросы, которыми были закреплены две иномарки на палубе. К счастью, в результате форс-мажора повреждения машины получили совсем незначительные и обошлось «без жертв». Да и весь груз, доставленный к нам в Нарьян-Мар компанией-фрахтователем ООО «Полар Транс» кратчайшим морским путем из Архангельска, – застрахован. Это обязательное условие перевозок.
Со стармехом Санычем, коком Ириной и матросом по имени Федя, родом из солнечного Баку, разговариваем на свежевыкрашенной палубе «Нарвы». Порядок и чистота на корабле поражают.
– А по-другому, без чистоты, никак нельзя. На нашу «Нарву» смотрят и в Лиссабоне, и в Гданьске, и в Дублине и, конечно, в родном Архангельске, – рассуждает стармех Саныч.
Гигантский нарьян-марский портовый кран медленно, но расторопно разгружает трюм теплохода, перетаскивая на пирс тюки с цементом, трансформаторные щиты, контейнеры с новой домашней мебелью, снегоходы Yamaha и деревянные строительные брусья. Иномарки и ярко-желтый микроавтобус для одной из городских школ уже выгружены на пирс и как бы замерли в ожидании своих новых владельцев.
Порт Нарьян-Мара стал для «Нарвы» самой северной точкой за все 32 года ее морских странствий. Последние два минувших года этот бродяга-теплоход системы «река-море», когда-то собранный руками финских мастеров на судоверфи в Турку, выполняя заказы, обошел порты Алжира, Испании, Португалии, Ирландии и Великобритании.
– Так далеко еще не забирались, если честно. До Мурманска доходили, но не далее. Дорога в ваш город получилась почти экстремальной, но «Нарва» выдерживала и более серьезные нагрузки, – рассуждает Андрей Юрышев. – Думаю, что сделали великое дело. Вы сейчас оторваны от материка и важен каждый контейнер для округа. И наша небольшая команда это понимала.
Грузовой рейс из Архангельска в Нарьян-Мар, выполненный ООО «Полар Транс» теплоходом «Нарва», не станет для нее завершающим в эту навигацию. Компания всерьез и надолго пришла на рынок транспортной логистики НАО. Новый серьезный игрок на рынке грузовых перевозок в округе строит долгосрочные планы.
– В этом году мы предполагаем сделать по маршруту Архангельск – Нарьян-Мар – Архангельск не менее десяти рейсов до завершения навигации, – рассказал «НВ» коммерческий директор ООО «Полар Транс» Андрей Годына. – В прошлую навигацию выполнили восемь рейсов с периодичностью в среднем полтора-два судозахода в месяц.
Мы видим, что этот дополнительный сервис востребован в НАО. Если быть точнее, востребован комплекс услуг: от забора груза со склада поставщика до его доставки клиенту. Как говорится, от двери до двери.
Транзитное время в пути от Архангельска до Нарьян-Мара составляет от трех до четырех дней. Один день – это штормовой запас. Как отметил Андрей Годына, очень многое зависит от погодных условий.
– Чтобы не повредить груз и не рисковать, мы четко инструктируем капитанов: если задуло, закачало, забрызгало, уходишь сразу в укрытие, – говорит он. – Мы лучше заплатим деньги за лишние сутки, чем потом будем иметь бледный вид перед клиентом. Однако, конечно же, бывает форс-мажор, и от него в северных морях никуда не спрятаться.
Рассказывая о планах компании, Андрей Годына отметил, что компания провела серьезный мониторинг логистики в регионе. Появились уже и первые постоянные серьезные клиенты. Среди них – родное наше ОАО «Мясопродукты» и сеть магазинов «Белые ночи». Выиг-ран уже первый крупный тендер ОАО «Ненецкая нефтяная компания» по доставке строительных грузов в НАО для нужд этой компании.
Когда расставались с экипажем, на пирсе появились первые члены команды, вернувшиеся из города с «увольнительной», в руках – пакеты ОАО «Мясопродукты» с четко угадываемым содержанием.
– Возле островов Гуляевские Кошки видели моржей и тюленей, – рассказывает, глядя на молодых матросов, кок экипажа Ирина и неожиданно спрашивает: – А почем у вас оленина в городе? Вот думаем закупить на обратный путь для камбуза. Вкусно, наверное, хотим попробовать. Будет память о первом в эту навигацию походе в ваш северный город.