Двенадцатого июня около двух часов дня на пульт оперативного дежурного МЧС России по НАО поступило сообщение, что в тундре пропали двое жителей поселка Нельмин Нос – мальчики 12 и 14 лет. Уже через полтора часа началась воздушная поисково-спасательная операция, в которой принял участие и корреспондент «НВ».
Предыстория выглядит так: за два дня до ЧП дети вместе с отцом-оленеводом из семейно-родовой общины «Варк» отправились к своему стойбищу, которое находится в 40 километ-рах от поселка, в районе реки Неруты.
Погода стояла теплая, и дети были одеты довольно легко: в обычные спортивные костюмы. По словам отца, где-то по пути он отстал от ребят, а добравшись до чума, дома их не застал. Решил, что сыновья остановились отдохнуть и вскоре доберутся к месту.
Спохватился отец лишь на третьи (!) сутки, что сыновья так и не пришли в стойбище. При этом в ночь на среду погода сильно испортилась: столбик термометра опустился до ноля градусов по Цельсию, пошел дождь, усилился ветер. Оленевод связался с родными в поселке по спутниковому телефону и выяснил, что мальчики в Нельмин Нос тоже не вернулись. На поиски пропавших отправились четыре жителя поселка на двух квадроциклах. В это же время от чума в направлении к Нельминому Носу вышли две оленьи упряжки.
А уже около четырех часов дня, параллельно с наземной спасательной операцией, началась и воздушная.
В район населенного пункта вылетел вертолет Ми-8 со спасателями МЧС, сотрудниками Следственного комитета, нарьян-марской полиции. Возглавил поиски заместитель главы Заполярного района Алексей Михеев.
Уже в поселке к вертолетной группе присоединились глава Малоземельского сельского совета Михаил Талеев и провод-ник – местный оленевод, который хорошо знает эти места.
Погода к этому времени испортилась еще сильнее. На тунд-ру стал садиться туман, затем пошел обильный снег, усилился ветер.
В первые часы операции был обследован участок дороги через реку к самому чуму, но безрезультатно: следов детей не было обнаружено.
Затем предположили, что ребята могли выйти к старой рыбацкой избе и там переждать непогоду. Но и эта версия не подтвердилась, в избе никого не нашли. Сделав еще один круг над Нерутой, вертолет вернулся в Нарьян-Мар для дозаправки.
Допустили, что мальчики могли уйти в противоположную от дороги сторону, ища брод, чтобы переправиться через реку.
Второй рейс Ми-8 стал облетать южные окрестности. Помимо того, что дети могли подверг-нуться переохлаждению, была опасность, что они могли встретиться с медведем, которые, по словам Михаила Талеева, в последнее время развелись в этих краях. После зимы звери очень агрессивны и запросто могут напасть на человека.
Была и версия, что дети просто сбежали от отца, но глава Малоземельского сельского совета охарактеризовал семью как вполне благополучную, хоть ребята и воспитываются отцом без матери.
В общей сложности было обследовано 350 квадратных километров тундры. Но – тщетно, детей не нашли. Около одиннадцати часов вечера было принято решение возвращаться обратно, и рано утром следующего дня продолжить поиски. Предполагалось, что кроме воздушного транспорта в тундру на поиски выйдут и волонтеры из числа местных жителей.
Но когда Ми-8 приземлился в Нарьян-Маре, пришла долгожданная хорошая новость – дети самостоятельно вернулись в поселок около полуночи. Мальчики заплутали в тундре и на-шли дорогу домой лишь к ночи 12 июня. Они видели в небе вертолет, но даже не подумали, что ищут именно их.
Надо сказать, что поисковая операция была организована за счет бюджета Заполярного района, это немалые деньги. Час аренды вертолета стоит более 100 тысяч рублей.
– Происшествия с поисками пропавших детей, как правило, происходят по вине взрослых. Нужно ответственно относиться к безопасности своих близких, особенно несовершеннолетних. Свежа в памяти недавняя история с двумя несовершеннолетними, которых родители отпустили с ночевкой в рыбацкую избу, а нашли через несколько дней лишь пепелище, – прокомментировал ситуацию Алексей Михеев.
Вполне возможно, что ситуация с поисками нельминносовских детей будет рассмотрена на комиссии по делам несовершеннолетних или на административной комиссии Заполярного района. Ведь отец несет прямую ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка. Беспечность некоторых родителей не только дорого обходится окружному бюджету, но и может привести к настоящей трагедии.