Без моста через Обь все инфраструктурные проекты теряют смысл. Брешь в Северном широтном ходе нужно залатать. Чем раньше, тем лучше.
Госфинансирование – лучшая гарантия
Развитие логистики в северных регионах обсудили на первом заседании арктической комиссии по транспортным вопросам, прошедшем 7 августа в Салехарде. Возглавил комиссию министр транспорта России Максим Соколов.
Строительство Северного широтного хода – первый из вопросов повестки заседания. Важность его осознает не только ямальское правительство, но и федеральные власти. Стройка идет, вот и два берега реки Надым на днях мостом соединили, дорога от окружной столицы до Надыма потихоньку прокладывается. Но все это может быть бессмысленно, если не построить долгожданный мост через реку Обь.
– Без строительства этого самого узкого места – совмещенного перехода через реку Обь – фактически останавливается реализация всего проекта, так как отсутствие госфинансирования напрямую связано с готовностью инвесторов вкладывать в этот уникальный и выгодный всей стране проект, – сказал врио губернатора Ямала Дмитрий Кобылкин.
В своем выступлении он неоднократно подчеркивал, что Северный широтный ход строится по принципу государственно-частного партнерства. Инвесторы уже не раз изъявляли желание вложиться в проект. Перевозчики подтвердили, что грузопоток будет, но все требуют гарантий. А именно – финансовой поддержки проекта со стороны государства. Дмитрий Кобылкин высказал опасение, что перевозчики долго ждать не станут и изменят логистику своих отправлений в обход Ямала. Поэтому нужно начинать строить уже сейчас. Для этого есть практически все – сметы составлены, проекты и экономические обоснования подготовлены. Осталось только оплатить работы.
Всецело поддержал Дмитрия Кобылкина и первый вице-президент «РЖД» Александр Мишарин. Строительство Северной железной дороги также застопорилось. Ветка, которая сейчас заканчивается в Лабытнанги, не примкнет к действующим участкам железной дороги на востоке региона, пока не будет моста.
– Если будет постановление правительства (еще лучше – указ президента), появится возможность организовать стройку, начиная даже с этого года, и запускать остальные части проекта.
По планам проект должен быть реализован до 2020 года, если, конечно, поступит финансирование. Эту проблему будут решать на федеральном уровне.
– Теперь мы можем обратиться в правительство страны с докладом о готовности к реализации проекта, – сказал министр транспорта, – мы утвердили финансово-экономическую модель. Все участники подтвердили его реализуемость, каждый готов отвечать по своим обязательствам, в том числе и финансовым, теперь слово за Правительством России, чтобы эти решения нашли свое отражение в государственной программе развития транспортной системы, федеральной целевой программе и бюджете РФ на ближайшую перспективу.
Севморпутем идете, товарищи!
От моста плавно перешли к обсуждению Северного морского пути. Собравшиеся уверены, что открытие порта Сабетта вдохнет новую жизнь в морскую транспортную магистраль. К реализации этого проекта подключились и другие регионы. Архангельская область планирует выстроить глубоководную пристань для приема грузовых судов. Действующий порт сейчас имеет ограничения по осадке кораблей.
– Готовятся предложения по строительству нового глубоководного района, он будет располагаться чуть севернее и иметь меньше ограничений по заходу крупногабаритных судов большей осадки, а также будет более привлекательным для грузоотправителей и инвесторов, – уверен заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев.
Второй после Сабетты по размерам транспортный узел расположился в Мурманской области. Его также планируется расширять.
Соседи из Ненецкого автономного округа твердо уверены в необходимости строить порт в бухте Индига. Надо отметить, что транспортный узел здесь планировали возвести еще в 30-х годах, когда Севморпуть только начинал свое развитие. Бухта достаточно глубока, чтобы принимать тяжелые корабли. К тому же она станет еще одним пунктом, где суда могут пришвартоваться в случае необходимости.
– Мы не единожды говорили, что данный проект не является конкурентом ни Архангельску, ни Мурманску, ни тем более Сабетте, – уверяет заместитель губернатора НАО Сергей Сурков. – Все эти проекты друг друга дополняют, и с учетом развития СМП этот участок, две тысячи километров от Мурманска до Сабетты, должен быть тоже обеспечен другими портами, где мог бы быть ремонт и безопасный отстой судов.
В северных морях пираты не водятся
Что касается востребованности, Северный морской путь до сих пор остается привлекательным для перевозчиков. Надо сказать, что изначально СМП задумывался как инструмент для поддержания жизни в арктических регионах. В том числе для выполнения планов по северному завозу. Но со временем появились новые идеи. К примеру, СМП может стать каналом доставки грузов из Европы в страны Азии. И в этой части многие высказали свои переживания. Буквально за день до этой встречи египтяне запустили вторую очередь Суэцкого канала – короткого пути между Средиземным и Красным морями. А это еще одна водная дорога с запада на восток.
– Суэцкий канал не является конкурентом Северному морскому пути, – заверил генеральный директор ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков, – у СМП есть свои явные преимущества. Он короче, чем южный путь. К тому же в северных морях совершенно нет пиратства.
Конечно, у арктического пути есть и свои недостатки. Главный из них, со слов Гудкова, – это его непредсказуемость. Плавание в арктических водах требует особой подготовки экипажа, определенного класса судов и сопряжено с опасностью встретиться с айсбергами или застрять во льдах.
Все трансарктические проекты – эта единая взаимосвязанная система. И часто один проект становится продолжением или дополнением другого. Часть из них задумана на перспективу, другие требуют исполнения сейчас. К примеру, порт Сабетта уже запущен и продолжает развиваться по намеченному курсу. Он заработает в полную силу к 2017 году. Если правительство утвердит план Северного широтного хода, он запустится году к 2020-му. Министр транспорта заверил, что деньги на реализацию этого проекта в казне есть.
Вячеслав ЕГОРОВ
«Красный север»,
общественно-политическая газета ЯНАО