Вы здесь

ЖКХ не виновато, хоть и выросла квартплата

С первого июля увеличились тарифы на коммунальные услуги. Понятно, что их очередное повышение особой радости не вызывает, поскольку на оплату коммуналки уходит сегодня значительная часть семейного бюджета. Получив в августе платежки с новыми ценами на услуги ЖКХ, многие нарьянмарцы были немало удивлены. У кого-то стоимость коммунальных платежей стала выше, у других же, наоборот, снизилась. Чтобы избежать лишних недоумений, и население знало, откуда что берется, мы задали несколько вопросов исполняющему обязанности начальника Управления по государственному регулированию цен (тарифов) НАО Ирине Мартьяновой и попросили рассказать, как увеличение тарифов отразится на бюджете жителей.

Мы уже неоднократно говорили, что тарифы с 1 июля вырастут по-разному. Например, газ почти по всем направлениям использования подорожал на 15%, тарифы на услуги водоснабжения в городской и сельской местностях в среднем увеличились на 7,0% и на 2,4%, соответственно. Тарифы же на водоотведение для населения не изменились и остались на уровне первого полугодия.

В результате такого дифференцированного роста тарифов на различные виды коммунальных услуг рост совокупного платежа за коммунальные услуги с 1 июля не превысил 12 % от совокупного платежа предыдущего периода. Это ограничение в 12 % не распространяется на граждан, у которых в совокупном платеже за месяц преобладают платежи за электроэнергию и газ. В этом случае рост совокупного платежа не превысит 15 % от платежа предыдущего периода. Например, если совокупный платеж гражданина состоит только из платы за газ или плата за него занимает большую долю, (а газ подорожал на 15 %), то и совокупный платеж увеличится на 15 %. Кроме того, данное ограничение применяется при сопоставимости условий.

– Ирина Александровна, думаю, что большинству, выражение «сопоставимость условий» применительно к тарифам совершенно непонятно, не говоря уже о том, как они должны учитываться?

– Сопоставимость условий означает, что сравнивать совокупные платежи надо только в сопоставимых объемах и при сопоставимом наборе услуг. Если граждане за июнь не давали показаний приборов учета, а в июле предъявили их за два месяца, конечно, их платеж увеличится. Но сравнивать эти два платежа нельзя. И если в июне гражданин потребил два куба воды, а в июле – три, то при подсчете надо июльский платеж пересчитать на два куба воды и только потом сравнивать платежи за июнь и июль.

Также если в течение предыдущего периода в жилом помещении плата по нормативам начислялась за двоих потребителей, а в июле или в последующих месяцах уже за трех, то июльский платеж необходимо пересчитать за двоих потребителей и только потом сравнивать эти платежи. Кроме того, если в жилом доме или помещении начала предоставляться услуга, которая в первом полугодии не предоставлялась, например, дом подключили к системе центрального водоснабжения или водоотведения, значит, там изменился набор услуг. И сравнивать платежи можно только после их пересчета и без учета изменившейся услуги.

– В отличие от прошлого, в нынешнем году в квитанциях за июль отсутствуют начисления за отопление. С чем это связано?

– С изменением федерального законодательства. С 1 сентяб-ря 2012 года за отопление граждане вносят плату за фактически потребленный объем услуг и в течение отопительного периода. Если жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета тепла, плата за отопление определяется по нормативам. Нормативы на отопление определены в расчете на месяц потребления, то есть на отопительный период, когда тепловая энергия потребляется. Поэтому граждане платят за отопление в течение отопительного периода, который устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от температуры наружного воздуха.

Если в жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепла, то граждане платят за отоп-ление в соответствии с показаниями приборов учета, за период работы системы отопления. Теплоснабжающие организации начинают и заканчивают отопительный сезон так же в соответствии со сроками, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

– Как во втором полугодии изменилась плата граждан за потребление услуг на общедомовые нужды?

– Уже с 1 мая нынешнего года отменены нормативы и плата за водоотведение на общедомовые нужды, очень значительно снижены нормативы на холодное и горячее водоснабжение. Если в жилом доме не установлен общедомовой прибор учета воды или электроэнергии, то плата за эти ресурсы определяется по нормативам на общедомовые нужды. При наличии же в доме общедомовых приборов, граждане платят за воду или электроэнергию в соответствии с показаниями счетчиков. Но при этом (если УК не является ресурсоснабжающей организацией) количество кубов воды или кВт.ч электроэнергии, распределяемое гражданам на общедомовые нужды по показаниям приборов учета, не может превышать то количество ресурсов, которое начислялось бы гражданам за эту же услугу по нормативам на общедомовые нужды. В этом случае важно и то, что при потреб-лении ресурсов в многоквартирном доме, их распределение на общедомовые нужды производится на всех собственников жилых и нежилых помещений.

– Но в летний период электроэнергию на освещение подъездов граждане не используют. А почему же плата начисляется?

– Методика расчета нормативов едина для всех регионов страны. При расчете норматива электропотребления на общедомовые нужды учитывается общее количество часов горения приборов освещения в подъездах. В нашем случае учтено, что в весенне-летний период электроэнергия используется крайне мало, в некоторые периоды совсем не используется. В осенне-зимний период расход электроэнергии на освещение подъездов значительно возрастает, а также существует необходимость в круглосуточном горении приборов освещения. Общее количество часов горения в год равномерно распределяется на все месяцы года, ведь для большинства регионов страны актуально именно такое распределение.

– Система предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг по-преж-нему действует в округе?

– Конечно, ведь эта мера социальной поддержки до сих пор актуальна во всех регионах страны. Субсидирование оплаты коммунальных услуг – это оказание помощи тем, кто действительно в ней нуждается. И тем категориям граждан, чей уровень доходов недостаточен, чтобы полностью оплачивать коммунальные услуги, рекомендуем обратиться в учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по НАО» за субсидией на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это учреждение находится по адресу: ул. Сапрыгина, д. 9б. У нас одна из лучших система предоставления субсидий. Максимально она защищает семьи, состоящие только из неработающих пенсионеров или инвалидов, и семьи с детьми. В этой связи хочу пояснить, если из каких-то соображений в квартире у родителей-пенсионеров зарегистрированы взрослые дети, которые фактически там не проживают, пенсионеры не могут претендовать на льготную категорию, по которой положен больший размер субсидий. Более того, в доходах родителей-пенсионеров учитываются и доходы всех членов семьи, зарегистрированных в квартире, взрослых сына или дочери.

– Ирина Александровна, куда обращаться гражданам, если они сомневаются в правильности начислений платы за жилье?

– В первую очередь надо обратиться в свою управляющую организацию. Если там не получили вразумительного ответа, следующей инстанцией будет Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа. Здесь работает постоянная «горячая линия». Прием обращений производится в рабочие дни с 9 до 12 часов и с 14 до 17 часов по телефонам: 4-37-85, 4-31-32. Граждане могут также обратиться лично по адресу: ул. Ленина, дом 47в, офис 42 в рабочие дни в указанные часы или направить вопрос по электронной почте tarifnao@mail.ru.

#: