Вы здесь

На небесах только и говорят, что об опере за полярным кругом

Зал был очарован глубоким сопрано Виолетты Лукьяненко / Фото Екатерины Эстер

В Нарьян-Маре состоялся концерт солистов Мариинского театра.

Мероприятие прошло по инициативе и поддержке губернатора НАО Юрия Бездудного.

На главной сцене окружной столицы блистали ведущие оперные солисты театра Елена Горло (меццо-сопрано), Владислав Куприянов (баритон), Виолетта Лукьяненко (сопрано), Дмитрий Демидчик (тенор).

– Это программу мы специально подготовили для Нарьян-Мара, – рассказал концертмейстер Александр Рубинов. – Артисты Мариинского театра уже не первый раз приезжают в ваш северный город, в прошлый раз мы выступали в начале декабря 2023 года, правда, другим составом. Представление имело большой успех, и нам очень понравилась публика.

Солисты с удовольствием приняли предложение подготовить программу к 95-летию Ненецкого автономного округа.

– Мы постарались сделать выступление максимально интересным и разнообразным. Включили в программу самые разные произведения – начиная от классических оперных хитов, оперетт и неаполитанских песен заканчивая русскими народными и советскими шлягерами, – отметил Александр Рубинов. – В зале собрались самые уважаемые люди НАО, которые отдали труду на благо региона много лет своей жизни. И для нас большая честь выступать перед ними.

Артисты прибыли накануне премьеры и остались в полном восторге от маленького северного городка.

– Вчера впервые прилетел в Пермь не домой, а использовал этот город в качестве пункта пересадки, – сообщил интересную деталь Владислав Куприянов.

Владислав родился в посёлке Дивья Пермского края в 1993 году. Его история – источник вдохновения для провинциальных мальчишек и девчонок, грезящих о большой сцене:

– Музыкальное образование получил в Перми, параллельно начав карьеру в Самарском теа­тре оперы и балета. Уже после выпуска поступил на работу в Мариинский театр. Главный секрет моего успеха – это работоспособность. Ведь все мои однокурсники также мечтали стать ведущими вокалистами престижных театров. Но эту профессию нужно очень любить и быть готовым пройти длительный и тернистый путь к успеху. Ведь даже во время учёбы деньги, полученные в театре оперы и балета, проедал тут же в Самаре, а в Перми зарабатывал на жизнь лишь благодаря сторонним проектам.

Подробней о творческом пути оперных звёзд читайте в следующем номере «НВ», ну а мы переходим к концерту.

 

На языке великих

 

Первым аккордом путешествия в мир оперной музыки стало произведение Исаака Дунаевского «Заздравная» в исполнении несравненной Виолетты Лукьяненко. Не успел зал вдоволь насладиться глубоким сопрано артистки, как эстафету перехватила Елена Горло. И словно по мановению волшебной палочки перенесла слушателей в сюжет оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила».

– О чём поёт Далила, можно даже не рассказывать, хоть Елена и исполняет на французском языке. Но музыка настолько выразительна, что всё понятно и без слов. Это ария о любви настолько сильной, что не проникнуться этими чувствами просто невозможно, – прокомментировал выход солистки Александр Рубинов.

Следующей в программе стала самая знаменитая и самая сложная ария – романс Каварадосси из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. Её исполняли такие великие тенора, как Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. Зал Дворца культуры услышал её в исполнении блистательного Дмитрия Демидчика. Ещё к одному шедевру оперного искусства – «Кармен» Жоржа Бизе – собравшиеся смогли прикоснуться благодаря игривому голосу Елены Горло и баритону Владислава Куприянова.

– О цыганских страстях. О любви, ненависти и ревности, – продолжил знакомить публику с произведениями бессменный концертмейстер. – А ведь несмотря на огромную любовь публики, в день премьеры оперу ждал оглушительный провал. Прошли годы, прежде чем эта опера стала столь популярной.

Настала очередь русских композиторов, а именно – гениального Петра Чайковского. Дмитрий Демидчик преобразился в Германа из оперы «Пиковая дама» со знаменитой «Что наша жизнь – игра!». Затем последовали арии Леля из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и Роберта из «Иоланты» Чайковского.

– Есть жанр, что по духу близок к опере и именуется похоже – оперетта. В зависимости от региона его происхождения он может называться по-разному, например, мюзикл. По сути, это опера, которая включает в себя и танец, и сценический жанр, и часто речитатив, – напомнил Александр Рубинов, перед тем как объявить арию Сильвы из одноимённой оперетты Имре Кальмана в исполнении Виолетты Лукьяненко. – Также мы решили включить в программу немного неаполитанской музыки, без которой не может обойтись ни один праздничный концерт оперной музыки.

Как и ни один праздник в НАО не может обойтись без русской народной песни. И её душевность артисты Мариинского театра отразили в композициях «Вдоль по улице метелица метёт», «Гляжу в озёра синие», «Ах, ты душечка», «Травушка-муравушка», «Вижу чудное приволье».

В заключение прозвучала исполненная квартетом неаполитанская песня Funiculì funiculà, но зал не готов был отпускать артистов. И на бис завершающей нотой прозвучала «Застольная» из оперы Верди «Травиата».

– Вы достойнейшие люди этого региона. Спасибо за ваш труд и все успешные начинания! И, конечно же, спасибо Юрию Васильевичу Бездудному. Благодаря его дружбе с нашим художественным руководителем Валерием Абисаловичем Гергие­вым стал возможен этот концерт. И мы очень надеемся, что будем продолжать наши творческие встречи и выступления артистов Мариинского театра в Нарь­ян-Маре станут доброй традицией, – подытожил Александр Рубинов.