Вы здесь

Недолет по воле рынка

Пассажиры авиакомпании «Нордавиа» все чаще сталкиваются с задержкой, переносами, отменами и заменой рейсов. Чаще всего в нашем регионе такое бывает на маршрутах Нарьян-Мар – Архангельск и обратно. Почему это происходит – попытался разобраться корреспондент «НВ».

D – значит долго
Недавно в адрес «НВ» поступило письмо возмущенных пассажиров «Нордавиа». Первоначально оно было адресовано руководству авиакомпании.
 «28 июля 2017 года наш рейс 5N 307 Архангельск – Нарьян-Мар, который должен был вылететь в 12.40, отменили, сообщалось в тексте за подписью 32 человек (копия письма есть в редакции). Его заменили на рейс 5N 307D, который вылетел в 17.00 того же дня. При этом изменился тип самолета: вместо «боинга» мы летели на Ан-24. Но разницу стоимости авиабилетов нам не вернули».
В письме также сообщалось, что 18 июля 2017 года перелет из Нарьян-Мара в Архангельск тоже был выполнен на Ан-24 вместо «боинга».
 «В результате, кто-то из пассажиров рейса с буквой D опоздал на поезд, кто-то не успел в больницу. И никто даже не извинился перед нами. Такое обслуживание нас не устраивает»,  продолжают авторы письма.

Хитросплетения бизнеса
С чем же могут быть связаны эти задержки? Попробуем разобраться.
Весной 2016 года «Норильский никель» продал «Нордавиа» (как непрофильный актив) компании «Скай инвест».
Новый владелец перестал продавать места бизнес-класса, перекомпоновал салоны самолетов в полный эконом. Благодаря этому и интенсивному налету судов (+30%), в 2016 году «Норд-авиа» перевезла 959 450 человек (+32%) и заняла 16-е место по объемам перевозок в России. За этот же период выручка составила около 6,5 млрд рублей, а чистая прибыль – около 350 млн рублей.
Такая жесткая эксплуатация привела к поломкам, а в итоге – к частым ремонтам весьма немолодого авиапарка. При этом компания официально отказалась от лоукостера – нетрадиционной модели перевозок, предполагающей предоставление очень дешевых авиабилетов.
Ведь такие компании обеспечивают плотный график авиарейсов за счет новых самолетов, которые простаивают в ремонтах гораздо реже. И тем самым снижают убытки.
Средний возраст воздушных судов в самолетном парке превышает 20 лет, поэтому вопрос поддержания летной годности самолетов для авиакомпании является весьма актуальным, сообщили нам в пресс-службе компании. «Нордавиа» делает все возможное, чтобы каждый самолет полностью соответствовал всем стандартам летной годности. Другими словами, авиакомпания выпускает в рейс только полностью исправные самолеты, а это часто требует дополнительных ресурсов и, конечно, дополнительного времени, что приводит к задержкам рейсов. В каждом случае причины задержек, связанные с дополнительной проверкой воздушных судов, разные. И маршрут Нарьян-Мар – Архангельск не является каким-то исключительным.
Представитель «Нордавиа» добавил, что задержки также могут быть вызваны и поздним прибытием самолета из другого рейса.
Это часто не связано с авиакомпанией. Например, аэропорт вводит ограничения на прием и отправку самолетов, метеоусловия меняются на неблагоприятные и т.п. Но, вне зависимости от этого, ответственность за своих пассажиров несет, как правило, перевозчик. И практически во всех случаях именно авиакомпания (а не аэропорт) предоставляет питание, напитки и гостиницы по нормативам федеральных авиационных правил, отметили в пресс-службе «Нордавиа».

Не задержкой единой
Не вовремя вылетевшие самолеты (особенно чартерные рейсы) этим летом в России стали почти нормой. Вице-премьер РФ Виталий Мутко даже сравнил действия авиакомпаний с тем, что делают застройщики, которые обманывают дольщиков. Перевозчик набирает пассажиров, получает с них деньги… Но перевезти не может, поскольку имеет, скажем, не двенадцать самолетов, а шесть.
Как пояснил «Российской газете» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, проблема уходит корнями в кризис. Два-три года назад количество пассажиров катастрофически снижалось. И перевозчики, особенно некрупные, вынужденно сокращали авиапарк, чтобы не разориться. Сейчас они по-прежнему не могут позволить себе иметь резервные самолеты.
В этой связи советник главы Ростуризма Дмитрий Горин предложил небольшим авиакомпаниям объединяться для сов-местной работы.
Так и поступили в «Норд-авиа». Компания «Псковавиа» предоставила «аннушки» ей на замену.
Тем не менее, возникшие претензии к менее комфортным самолетам и их задержкам в компании обещают рассмотреть.
– Пассажир может направить в авиакомпанию претензию, в которой будут изложены факты причиненных ему неудобств, – сказал официальный представитель «Нордавиа». – Каждая претензия рассматривается авиакомпанией в установленном порядке и в установленные сроки, а пассажир всегда получает ответ о возможности (или невозможности) возмещения затрат – в рамках действующего воздушного законодательства Российской Федерации.
На маршрутах Нарьян-Мар – Архангельск и Нарьян-Мар – Санкт-Петербург спрос в мае – августе оставался стабильным, даже возрос, сообщили в пресс-службе авиаперевозчика.
– «Нордавиа» приносит извинения за задержки всем пассажирам на указанных маршрутах и предпринимает все возможные меры для обеспечения регулярности полетов в Нарьян-Мар и из Нарьян-Мара, – ответил официальный представитель на письмо пассажиров. – Для этого, в зависимости от ситуации, мы привлекаем и других перевозчиков, если у них есть свободные воздушные суда. В низкий сезон перевозок (октябрь – апрель) количество задержек, как правило, значительно уменьшается за счет снижения интенсивности полетов.
Недавно компания объявила о грядущем ребрендинге. Чтобы выделиться на фоне Nordstar и Nordwind «Нордавиа» переименуется в SmartAvia (с английского – «Умные авиалинии»).
Кроме смены названия также планируется покупка самолетов. Как сообщил «Ведомостям» владелец авиакомпании «Нордавиа» Сергей Кузнецов, к концу 2020 года в парке будет минимум 16 судов. Задействуют их как на новых, так и на старых маршрутах.
Остается надеяться, что предпринятые меры помогут стабилизировать ситуацию, и для пассажиров «Нордавиа» из НАО будут созданы комфортные условия для полетов.