Нашей землячке Александре Фоминой, заведующей ненецким отделом Этнокультурного центра, повезло несказанно. Недавно она вернулась в Нарьян-Мар, полная впечатлений и идей, имея на руках сертификат «Летней киноакадемии Никиты Михалкова».
– Александра, расскажи, как тебе удалось попасть на летний курс к Никите Михалкову?
– Если бы Золушка жила в ХXI веке, то в этой сказке был бы не один герой, а целых 40. Именно так чувствовали себя девять режиссеров, семь операторов и 24 актера из России, США, Германии, Австралии, Узбекистана, Израиля, Греции и Таджикистана, когда в начале июня на элект-ронную почту им пришли письма, что они приняты в «Летнюю киноакадемию Никиты Михалкова». Среди этих счастливчиков оказалась и я. Надо отметить, что узнав об этом уникальном проекте в интернете, я тут же заполнила заявку. Каждый день я мечтала, что обязательно попаду в проект, и мечта сбылась. Счастливый билет в Москву в кармане! В сказке Золушке было отведено 12 часов, а участникам киноакадемии – целых пять недель на то, чтобы погрузиться в прекрасный и волшебный мир кинематографа.
– Многих читателей, наверное, заинтересует вопрос: как дорого стоило обучение в этой удивительной киноакадемии?
– Школа Михалкова – полностью социальный проект, нам предоставили проживание в гостинице, трехразовое питание и проездные билеты на метро.
Свои впечатления могу определить одним словом – это была сказка.
Наступил долгожданный момент открытия Летней кино-академии. Было немного страшно, так как все происходящее казалось каким-то нереальным. В дверном проеме показался Никита Сергеевич. Надо сказать, что на входящего в зал «главного режиссера страны» все ребята смотрели с благоговением. Михалков начал сразу с полезного: «Важно создавать атмосферу семьи на съемочной площадке», «Биологическая память – то, что может влиять на зрителя, но, к сожалению, редко используется в нашей профессии», «Отражение – сильнее луча» – и еще множество полезной информации для режиссеров. Затем потрясло невероятное проявление его актерской натуры: Никита Сергеевич показывал, как без слов, жестами и движениями, можно отразить свое внутреннее состояние в кад-ре. Конечно, все мы смотрели фильмы с участием Михалкова как режиссера и как актера, но когда видишь и слышишь его в нескольких метрах от себя, то эффект потрясающий. Мастерство, знания и актерское умение сражают наповал. Я была в полном восторге, впрочем, как и остальные.
На второй день обучения к нам пришел человек, про которого я не побоюсь сказать, что это самый любимый народный актер, – Евгений Миронов. Встреча с Евгением Витальевичем была какой-то особенно удивительной. Вначале, когда известный актер вошел в зал, чувствовалось, что ему неловко от такого большого количества слушателей, ведь в зале было около 70 человек. Но потом все наладилось, как только Евгений Витальевич приступил к делу, делясь с нами своим богатым актерским опытом. Весь мастер-класс я смотрела и слушала его в завороженном состоянии. Могу определенно сказать, что впервые в жизни я смотрела на человека и просто физически ощущала душевную глубину, ум и такт этого удивительного актера. Невероятно искренний, настоящий, по-актерски пластичный, с полными добра глазами – вот каким запомнился мне Евгений Миронов.
Не могу не сказать о советском и российском кинорежиссере, сценаристе, продюсере и преподавателе режиссуры во ВГИКе Андрее Андреевиче Эшпае. Напомню, что он – режиссер фильма «Дети Арбата». Всю неделю Андрей Андреевич разбирал с режиссерами игрового кино их сценарии, нам же, режиссерам документального кино, эти разборы были чрезвычайно полезны, так как все документалисты, как оказалось, в итоге хотят снимать игровое кино.
От обаятельного Андрея Анд-реевича, веяло благородством и достоинством. С восхищением я подмечала, как ловко он цепляется за неточности и «дыры» в предлагаемых сценариях.
Таким же невероятным обаянием обладает и режиссер моего любимого в детстве фильма «Мио, мой Мио» Владимир Александрович Грамматиков, который сейчас работает еще и креативным продюсером компании «Уолт Дисней» в России.
Два дня Владимир Александ-рович посвящал нас в режиссуру и драматургию семейного кино.
За три недели ежедневных мастер-классов своим опытом и знаниями с нами поделились около 30 мэтров российского кинематографа, и все поразили своим талантом, поделились массой полезной информации: Марлен Хуциев, Владимир Хотиненко, Сергей Соловьев, Александр Адабашьян, Вадим Юсов, Игорь Ясулович, Сергей Урсуляк, Сергей Женовач и другие режиссеры, операторы, монтажеры и актеры.
– Александра, вы прослушали только теоретический курс режиссерского и актерского мастерства, или программой Летней киноакадемии были преду-смотрены и практические задания?
После трехнедельных мастер-классов начался съемочный процесс. Так как я поступила на отделение режиссера документального кино, то вместе с подружкой, оператором, отправилась на Старый Арбат. И там встретила героя своего фильма – художника-аэрографа из Сербии, который за десять минут рисовал картины в стиле фэнтэзи.
На съемки нам было отведено четыре дня. Мне повезло, у меня оказалось целых два оператора: замечательная команда единомышленников, да еще со своей техникой и машиной. Поэтому мы не были привязаны к штабу и снимали до поздней ночи.
После съемок начался процесс монтажа. И в таком темпе подошла к концу пятая неделя нашего пребывания в киноакадемии. Церемония вручения сертификатов профессиональной переподготовки по программе «Летней киноакадемии Никиты Михалкова» состоялась 23 августа в Павловске.
После просмотра наших картин и торжественного вручения сертификатов мы отправились вместе с Никитой Сергеевичем к нему в имение. Было уже довольно поздно и темно, когда охранники открыли нам высокие ворота, и мы въехали в его владения.
Для нас уже были накрыты столы, играла живая музыка. Все участники академии ждали, когда к нам присоединится Никита Сергеевич, но в этот момент выдающемуся кинооператору и педагогу, который провел с нами два замечательнейших мастер-класса и приехал ради нас на закрытие киноакадемии – Вадиму Ивановичу Юсову – стало плохо.
Вадима Юсова, мэтра советского кино, мы знаем по снятым в разные годы уникальным фильмам – «Они сражались за Родину», «Иваново детство», «Андрей Руб-лев», «Зеркало», «Я шагаю по Москве», и именно со съемок этого советского фильма и началась творческая дружба Вадима Юсова и Никиты Михалкова.
Вадима Ивановича увезли на «скорой помощи», только после этого Никита Сергеевич присо-единился к нам.
Участники проекта специально для мастера приготовили и показали капустник. Чувствовалось, насколько от души ребята благодарны Михалкову за то, что смогли принять участие в сказке под названием «Летняя киноакадемия Никиты Михалкова». Он дал нам возможность пообщаться с людьми, каждый из которых по праву может быть признан живой легендой!
Следующее утро оказалось очень печальным, так как мы узнали, что Вадим Иванович Юсов скончался. Ушел великий и признанный во всем мире оператор, который успел посвятить нам, студентам киноакадемии, два последних дня своей жизни. Это был бесценный опыт мастера, человека, который умел создавать на экране волшебные картинки...
– Вы прошли курс обучения, а что же дальше?
– Время, проведенное в Москве рядом с прекрасными, умными людьми, оставило в наших душах и сердцах ни с чем не сравнимый след. И, наверное, самое главное – я получила именно тот опыт, о котором мечтала. Надеюсь, в недалеком будущем сбудется и следующая моя мечта: снять исторический фильм о своем народе. Пусть это пока за гранью возможного, ведь я понимаю, сколько нужно финансовых средств, но, как поется в песне: «Я знаю точно, невозможное возможно»…