Вы здесь

Победные мелодии тундры

Серебряный «Хаяр». Номинация «Танцевальный фольклор» / ФОТО СВЕТЛАНЫ ШАДРИНОЙ

Урожай наград собрал Народный ненецкий ансамбль «Хаяр» на фестивале национальных культур «Кочевье Севера» в Москве

В сентябре солнечному коллективу исполнилось 60 лет. Юбилей артисты встретили на столичной сцене, где в творческой конкурентной борьбе завоевали серебро, два золота и гран-при. Одержать победу им помогли мелодии и ритмы ненецкой тундры, каждая из которых достойна отдельного рассказа.

Масса колоритных артистов Ямала и Камчатки, Сахалина и Чукотки, Югры и Якутии собралась на фестиваль коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Кочевье Севера», который ежегодно проводится на площадках международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера» в Москве. 

В гулких залах ВДНХ без перерыва, усиленные микрофонами, звучали бубны и варганы, горловое пение и речитатив на языках тундры и тайги, моря и сопок. Люди в красочных национальных костюмах танцевали, подражая движениям птиц и животных, рассказывали историю своего народа.

Чтобы выделиться среди таких же экзотических, как Ненецкий округ, регионов, надо было очень постараться, и «Хаяру» это удалось. 

 

Вперёд на упряжке Лагейского

Руки-крылья, гордая посадка головы в высоких канинских шапках, медленные будто пружинящие по мягкому ягелю шаги, звуки бубна и оленьих копытцев, постепенно нарастающая мелодия без слов. Мужчины арканят оленей тынзеем, ловят рыбу, охотятся на зверя. Женщины шьют одежду, следят за очагом в чуме, укачивают детей. В скупых выверенных движениях танцоров – элементы сурового быта оленеводов, мощь и спокойное достоинство севера, единение человека и природы.

Говорящая картинка из жизни ненецких кочевников традиционно начинает концерты «Хаяра» многие годы. Танец «Ритмы тундры» в 70-е годы прошлого века поставил руководитель архангельского ансамбля «Сиверко» Борис Данилов, творчески переработала балетмейстер Галина Шелыгинская. 

В композиции поменяли ритм и добавили вокализ, который а капелла исполняет солистка. В полной тишине звучит отрывок из песни «Лэхэ” нярэй’ хабт» («Упряжка Лагейского»). Полвека назад напев Парасковьи Марюевой, знатока эпических песен ненцев из посёлка Нельмина Носа, записала и обработала тогдашний хормейстер ансамбля Майя Смирнова. Песня Малоземелья прочно вошла в репертуар «Маймбавы» и «Хаяра», а в «Ритмах тундры» звучит особенно трогательно. 

– Мы открывали танцевальную номинацию фестиваля, – рассказывает художественный руководитель «Хаяра» Сергей Лудников. – «Ритмы тундры» – это танец, который наиболее ярко подчёркивает наш фирменный стиль, манеру исполнения. Костюмы, движения, темп, настроение – всё особенное. Это отметили и зрители, и жюри. 

В номинации «Танцевальный фольклор» хаяровские оленеводы и чумработницы заняли почётное второе место. 

 

Свадебные хлопоты

У меня шестеро детей, 

шестеро сыновей.

Я для них шесть невест ищу.

В один день шесть свадеб сыграю.

 

Песня о понятных всем материнских заботах всегда вызывает улыбки зрителей. Сразу представляются молодые оленеводы с тёмными от тундрового загара лицами, похожие друг на друга, в малицах и пимах, подпоясанные традиционными ненецкими поясами, немногословные и скромные. 

Задача у матери сложная – каждому найти жену, которая будет кочевать вместе с мужем, содержать чум в порядке, растить детей и не сбежит к лёгкой городской жизни при первых трудностях. 

Эту историю напела Майе Смирновой всё та же Парасковья Марюева из Нельмина Носа. При жизни односельчане часто видели Парасковью Николаевну на сцене местного дома культуры. Знали исполнительницу традиционных песен даже в Норвегии.

На «Кочевье Севера» вокальная группа «Хаяра» приехала в мини-составе. Хормейстер Тамара Выучейская и две Светланы, Вокуева и Шадрина, волновались перед выступлением. Опытный гастролёр, хозяйка бубна Светлана Шадрина посетовала, что вместо привычных гарнитур организаторы предоставили статичные микрофоны.

– Мы привыкли во время пения двигаться, переглядываться, передавать эмоции взглядами и улыбкой, держать гармонию. Здесь же со звуком были проблемы. Пару раз попала колотушкой от бубна по микрофону, пришлось повернуться боком к зрителям. Несмотря на это, старались петь с настроением, работали на публику. 

На победу вокалистки не надеялись, но, видно, задела жюри за живое материнская песня, раз присудили троице из НАО первое место в номинации «Вокально-инструментальное творчество».

 

Бабушкина песня

Тему материнской любви продолжила на конкурсе Тамара Выучейская. Она спела колыбельную, которую сочинила для неё подруга по вокалу Светлана
Вокуева. Уроженка Неси в детстве кочевала с родными по Канинской тундре, с шести лет сама управляла оленьей упряжкой. В семье говорили на коми, русском и ненецком языках. Известной певуньей была бабушка – Анна Ивановна Сулентьева. Родовой напев Сулентьевых как раз и стал основой колыбельной.

– Зимой у меня гостила тётя Елизавета Григорьевна Бобрикова. По вечерам рассказывала истории про свою маму, мою бабушку Анну. Одна история особенно зацепила. Тяжёлые послевоенные годы. Суровая зима. Бабушка одна, без мужа, с маленькими детьми в чуме. В стойбище ночью пришли волки. Бабушка услышала, что лают собаки, бегут олени. Стала стучать кочергой о печку-буржуйку, разбудила людей, волков отогнали, – вспоминает Светлана момент, когда впервые захотела дать родовому напеву новую жизнь. –
Представила эту картину, и сами собой пришли слова. Холодный месяц, звёзды. В чуме сидит женщина, качает дочь и поёт: «Я с тобой, ты вырастешь, всё будет хорошо». 

В феврале колыбельную записали в студии Дворца культуры «Арктика». Позже доработали, сопроводили звуками бубна, постукиванием оленьих рожек. Исполнить песню на фестивале автор доверила обладательнице высокого чистого нежного голоса.

– Колыбельная мне сразу понравилась, – улыбается Тамара, которая мастерски справляется и с джазом, и с эстрадой, и народными напевами. – Светлана открылась с новой стороны. Пришла в «Хаяр» солисткой, а теперь у нас есть свой автор. 

Канинская колыбельная убаюкала зрителей, умиротворила жюри и принесла в медальную копилку золото номинации «Вокал. Сольное исполнение традиционной песни».

 

Ах, какая женщина!

Малоземельскую песню о тундровичке, которая сама перегоняет стада оленей и собирает мужчин на большую охоту, записала собиратель фольклора народов Севера Зинаида Куприянова. Текст её можно найти в сборнике 1965 года «Эпические песни ненцев». 

Возродили старинный напев, аранжировали и создали музыкальную композицию «Харта не, тэта не» («Сама женщина, сама оленевод») участники окружного проекта «Выӈгы’сё”» («Мелодия тундры»). 

В образе самостоятельной хозяйки оленьего стада предстала перед жюри конкурса Светлана Вокуева. 

– Конкурс пришёлся на мой день рождения. Я очень волновалась, нервничала. Тамара посоветовала – прочувствуй то, что поёшь! Не помню, как пела, но точно знала – это моё, это моя песня, это я сама – оленная женщина! Когда на награждении перечислили всех, подумала – ну всё, ждать нечего. Но тут объявляют: «Вокал. Сольное исполнение традиционной песни». Гран-при – Ненецкий автономный округ. Светлана Вокуева». Это был самый лучший подарок! 

Старожил «Хаяра», куратор проекта «Выӈгы’сё”» Вероника Талеева написала подругам по вокальной группе: 

– Как хорошо, что ненецкая песня живёт и покоряет сердца зрителей.