Вы здесь

Северный проект

Экономика Крайнего Севера живет в экстремальных условиях

«Северизация» – особая арктическая экономическая политика. Школьный курс экономической географии позволяет вспомнить, что в средних и южных широтах требуются меньшие затраты на организацию рабочих мест и производств, чем в условиях Крайнего Севера.

Создание лучших условий требует больших затрат, а значит снижает эффективность инвес-тиционных вложений в более северных территориях. Поэтому при равных условиях инвесторы, как правило, предпочитают вкладывать средства в центральную часть РФ с развитой инфраструктурой, действующими налоговыми преференциями и высокой степенью транспортной доступности, включающей различные виды сообщения.

Развитие Русской Арктики напрямую связывают с добычей полезных ископаемых и освоением шельфа. Сегодня для арк-тической нефтедобычи наступили сложные времена из-за падения мировых цен на нефть, но перспективы развития Арктических проектов – колоссальные.

Еще одна мировая тенденция – возрастание сырьевых ресурсов как объекта глобальной международной конкуренции. В свою очередь, это приведет к возрастанию значения регионов, располагающих ресурсами. Это не столько полезные ископаемые, сколько концентрация человеческих и инфраструктурных ресурсов.

Для примера, в США города, построенные на вечной мерзлоте, слаборазвиты, представляют собой в большинстве своем малоэтажную застройку, площадь поселений небольшая. Российские Норильск, Якутск и другие города – яркий пример качественно развитой инфраструктуры в сложнейших климатических условиях.

Однако вопросы развития приарктических территорий, несмотря на принятие ряда федеральных законодательных актов, в большинстве своем не решаются, продолжается отток трудоспособного населения, новые инфраструктурные проекты воплощаются тяжело. Крайнему Северу нужна единая особая экономическая политика – «северизация» – комплекс мер для северных регионов, предложенный «Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области» в 2011 году.

Специфичность ведения экономики в условиях Арктики отмечали видные советские ученые. Так, академик АН СССР А.Г. Гранберг в своих монографиях «Экономика Сибири в разрезе широтных зон» (1985 г.) и «Основные положения «Российской программы развития районов Севера на 15–20 лет» (1991 г.) неоднократно указывал на особое ведение хозяйствования на Крайнем Севере.

Крайний Север как внутригосударственный условный анклав

Территории, входящие в Арктическую зону РФ, можно назвать условно-анклавными с момента их активного освоения в СССР: приполярные районы всегда характеризовал замкнутый тип расселения и минимальные межтерриториальные связи из-за удаленности друг от друга. Крайний Север можно назвать своего рода территориальным анклавом государства в государстве.

В ситуации с образованием северных анклавных автономий ничего плохого нет. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом глобальной промышленной стратегии и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста, в основном экспортных, инновационных и научно-технических. По существу это то, на что нацелена деятельность создаваемых в ДФО и ряде регионов Сибири территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР, ТОСЭР).

Северная анклавная экономика – не прецедент. Она наиболее развита за рубежом: в США (Аляска), в Гренландии и Исландии. И хотя территории Арктической зоны РФ по определению не являются анклавами, их изолированность влияет на экономические процессы. В первый момент это касается Таймыра, Якутии, Чукотки.

Северные страны особое внимание уделяют решению вопросов предпринимательства коренных малочисленных народов и саморазвитию местных бизнес-сообществ. Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, российский Север должен обратить внимание на расширение приграничного и трансграничного сотрудничества для трансляции опыта зарубежных коллег из стран, ведущих постоянную хозяйственную деятельность на Крайнем Севере.

Первоочередные меры особой экономической политики

Возвращение России в Арктику – долгосрочный, сложно организованный проект, в котором принимают участие не только государство и крупный бизнес, но и общество, и СМИ. Однако только государство может заинтересовать своих граждан обратить внимание на приарктические территории для переезда на постоянное место жительства. Для этого нужно создать условия для такой миграции.

В отличие от других государств мира Россия имеет ряд крупных городов в Заполярье с населением свыше 100 тысяч человек. С одной стороны такие города – бремя для бюджетов всех уровней и градообразующих компаний, с другой – выстроенная инфраструктура, эффект городской и промышленной агломерации и генерирование инноваций изнутри.

В 2007–2009 годах союз «Северные промышленники и предприниматели» предлагал проекты создания и развития приарктических агломераций и условно-анклавных экономик, однако в Федерации посчитали такие предложения преждевременными и ущемляющими другие регионы России. Совместная задача, стоящая перед органами МСУ и бизнес-сообществом, добиваться от федеральной власти создания иных, более мягких экономических условий для повышения эффективности вложения инвестиций на Северах путем внедрения различных инструментов.

Кодекс арктических экономических законов

В РФ все субъекты Федерации действуют на основании унифицированного общероссийского законодательства. Развитие отдельных макрорегионов находится в неравных условиях по сравнению с другими. Формальное равенство создает неравенство. Однако при этом Крым, Северный Кавказ и ДФО находятся в более благоприятных условиях.

Необходимо:

– принятие свода актов ограниченного территориального действия применительно только к территориям Арктической зоны РФ;

– реализация в городах Заполярья базовых проектов на основе инновационного развития: развитие сети индустриальных парков; открытие филиалов крупных университетов, в первую очередь, федеральных; бизнес-инкубаторов и инфраструктурных проектов поддержки бизнеса;

– активизация бизнес-среды приарктических территорий, помощь в реализации стратегически важных для каждой территории проектов, создание условий для тиражирования экономически выгодных идей по всем регионам Заполярья вместо вливания бюджетных средств в инфраструктуру;

– пересмотр системы кредитования бизнеса, ведущего деятельность в Арктической зоне РФ;

– необходим так называемый «медленный длинный рубль», вкладывающийся в просчитанное освоение Севера колоссальной отдачей;

– инвестировать только в обоснованные, просчитанные многолетние проекты;

– существенный пересмотр взаимоотношений федерального центра и приполярных регионов в части управления и налоговой политики;

– делегирование полномочий из Москвы на региональные и локальные уровни, аналогично реализованным схемам за рубежом;

– освобождение от уплаты налогов предприятий, созданных представителями коренных малочисленных народов Севера, со специализацией на традиционные промыслы;

– компенсация авиаперелетов (льготные тарифы) на внутренних региональных рейсах для оленеводов, представителей других профессий из числа коренных народов.

В феврале 2015 года создана правительственная Комиссия по развитию Арктики. Организация такой структуры ожидалась на протяжении минимум последних 10 лет. В числе приоритетов Комиссии – экономическое развитие Севера.

Но инвестиции пойдут на Север потоком только в том случае, когда государство сможет изменить условия работы инвесторов в средней полосе страны и на Крайнем Севере, создав для северных инвесторов ряд преференций. Тогда Арктика станет цитаделью условно-анклавной экономики России. В сочетании с приемлемой системой оплаты труда с учетом северных надбавок и коэффициентов такие меры дадут заинтересованность населения оставаться и трудиться в северных регионах.

Александр Федотовских,

председатель правления Союза «Северные промышленники и предприниматели»

Владимир Потеряхин,

заместитель главы Союза руководителей Заполярья


Арктика, по сути, открывает сейчас новую страницу своей истории, которую можно назвать эпохой индустриального прорыва, бурного экономического, инфраструктурного развития. В арктических регионах России идет интенсивный поиск и разработка новых месторождений газа, нефти, других минерально-сырьевых ресурсов, строятся крупные транспортные, энергетические объекты, возрождается Северный морской путь.

Владимир Путин

Выступление на пленарном заседании III Международного арктического форума «Арктика – территория диалога»

(25 сентября 2013 г.).