Вы здесь

В гости – на родину

Мария Яковлевна в своем уютном кабинете в ИНСе

Минувшие юбилейные дни, связанные с 85-летием Ненецкого округа, подарили нам много долгожданных встреч с интересными людьми, старыми друзьями отовсюду: из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Сыктывкара. Главное, что объединяло гостей – это то, что все они выходцы из нашего региона, и округ до сих пор считают своей родиной. По воле судьбы им пришлось покинуть землю предков, но тоска по ненецкой земле, широким тундровым просторам, душевным людям остается в их сердцах навсегда.

Были среди гостей и члены питерского землячества «Нятва», то есть «Дружба», и его постоянный участник – почетный профессор Института народов Севера (ИНСа), человек, имеющий знак «За особые заслуги перед НАО», автор многих книг и учебных пособий по ненецкому языку Мария Яковлевна Бармич.

Я уеду на Канин, в куропачью державу...

В разговоре со мной Мария Яковлевна с грустной улыбкой сказала:

– Каждый раз, приезжая в Нарьян-Мар, я мечтаю оказаться на Канине, родине моей туманной, но не получается. Меня обычно приглашают на совещания и круглые столы, где время расписано поминутно, в гости к друзьям и землякам сходить становится проблемой. Командировка – она и есть командировка, ее положено отрабатывать! А как любому человеку, скучающему по родным местам, мне кажется, что там и небо выше и яснее, и земля пахнет как-то по-особенному, и деревья, даже пусть карликовые, растут пышнее и зеленеют ярче, а если уж говорить о ягодах, то тут вообще отдельный сказ! Я давно не была в местах моего рождения, поэтому они стали для меня «землей обетованной».

Мария Яковлевна вспомнила, как в апреле, во время ее 80-летнего юбилея, когда землячка Валентина Ханзерова послала ей долгожданное угощение: оленью кровь, сырое мороженое мясо, языки, печень (благо, в начале 2014 года самолеты до Питера летали без проблем) и морошку с родного Канина. Дороже этого угощения для нее просто не было! Конечно, дарили ценные подарки от властей Ямала, Таймыра и, естественно, Ненецкого округа, за это она благодарна руководству регионов. Благодарна губернатору Игорю Кошину, который вручил ей подарок от себя лично – планшет, предварительно поинтересовавшись, что ей хочется получить в свой юбилей.

– Пришли ко мне в гости писательница с Ямала Нина Ядне и другие наши ненцы с Ямала и Таймыра, – продолжила, улыбаясь, Мария Яковлевна. – Я все пыталась кровь и морошку подальше спрятать. Но не получилось, пришлось весь вечер по несколько ягодок каждому давать, а кровь чайными ложками пить. Все очень довольны остались. Как говорится, что еще нам, ненцам, нужно? Чтобы родная тундра жила, олени были здоровы, морошка росла в изобилии, очаг родного чума грел и не гас, а все близкие были рядом!

Родина, родина, тропы оленьи..

Эта строчка из стихотворения ненецкого поэта Алексея Пичкова, земляка Марии Бармич и одноклассника по Канинской школе, а затем однокашника по Нарьян-Марскому педучилищу и педагогическому институту им. А.И. Герцена, напоминают ей о многом: о родных местах, седом Канине, о юности и встречах с удивительными людьми.

Когда в Нарьян-Марском гуманитарном колледже (бывшем педучилище имени И.П. Выучейского) студенты представили презентацию «Золотого фонда выпускников 40-х», в который была включена и ее биография, Мария Яковлевна смущенно и с юмором произнесла по-ненецеки:

– Тарцям нэвамнё? (Я правда была такой, я действительно так думала?)

И, конечно же, реакция Бармич многое сказала о ней. Почему? Да потому, как она потом мне объяснила свое смущение, трудно воспринимать себя «фондом», тем более «золотым», и слушать рассказы о себе самой и своем жизненном пути из уст молодого поколения.

Хотя информация о том, как студенты с Канина и из других точек Ненецкого округа добирались до Нарьян-Мара в конце 40-х, в каких условиях учились у своих именитых преподавателей, как сложились их судьбы, сегодня известна многим. Уж очень много известных людей учились в те годы рядом с Марией Яковлевной: Алексей Пичков, Прокопий Явтысый, Александр Канюков, Роза Канюкова, Валентина Ханзерова, Василий Ледков, Людмила Бобрикова, Алевтина Выучейская, Алевтина Терентьева, Екатерина Бобрикова и многие другие выходцы их нашего округа.

На презентации «Золотого фонда выпускников» было показано множество интересных фотографий из прошлого педучилища. Вот студентка Бармич на первом курсе со своими однокашниками: Алей Выучейской, Пашей Бобриковой и Алёшей Пичковым, вот она делает шпагат в фигуре «пирамида», такой популярной во времена Иосифа Сталина, вот она рядом с будущим поэтом Прокопием Явтысым – десятки фотографий, отражающих целую, к сожалению, уходящую эпоху.

Как говорит Мария Бармич, известные по всем северам сподвижники, собиратели самодийского эпоса Наталья Терещенко, Зинаида Куприянова, Людмила Хомич стали для нее примером, толчком для работы над книгами и учебниками. Ей было непонятно, почему над сохранением ненецкого языка бьются люди, от него далекие, а сами ненцы остаются к этому равнодушными. Ведь кому как не нам, ненцам, знающим ненецкий язык, заниматься им вплотную. Это позднее, став более взрослым человеком, Бармич поняла, что именно эти уникальные люди положили начало созданию, а значит, и сохранению ненецкого языка и ненецкого эпоса.

Итогом этих умозаключений стала сначала преподавательская деятельность в Игарке – там Бармич вплотную занялась изучением методики преподавания ненецкого языка, а затем почти 50-летняя деятельность в институте, позднее университете имени Герцена, звание почетного профессора ИНСа.

За этот период Мария Яковлевна выпустила более двадцати различных пособий по ненецкому языку: от «Епцотако» – для самых маленьких до учебников для студентов вузов и педагогических училищ.

Почему ненецкий умирает?

Этот вопрос не раз поднимался как на встречах с Марией Бармич, так и во время многих круглых столов, посвященных созданию и сохранению ненецкой письменности. О том, насколько остро стоит проблема с ненецким языком в НАО, мы тоже поговорили с Марией Яковлевной.

Вывод таков: и закон о ненецком языке, и многочисленные конкурсы и мероприятия, проводимые в рамках программы сохранения родного языка, создание фильмов и мультфильмов, открытие выставок малоэффективны, если большая часть коренного населения в НАО на своем языке не разговаривает.

Сегодня даже среди сорокалетних ненцев трудно найти тех, кто бы свободно владел языком предков. Кто-кто, а мы – журналисты национальных СМИ, в этом убеждаемся постоянно.

Недавно я, как редактор национального отдела газеты «Няръяна вындер», решила вспомнить всех, кто знает ненецкий язык и постоянно живет в окружной столице. Цифра получилась удручающая: всего около 30 человек, причем шестерым – чуть более сорока лет, а остальным за пятьдесят.

Причин, по мнению Марии Бармич, несколько. Во-первых, отсутствие языковой среды в ненецких семьях. Родители, прошедшие через школы-интернаты, предпочитают общаться с детьми на русском языке, так легче! Во-вторых, язык в ненецких семьях стал исчезать в конце 50-х с переходом оленеводческих семей на сменный выпас: пастух – в тундре, семья – в поселке.

В-третьих, в округе перестали готовить учителей ненецкого языка на базе колледжа. Готовят кого угодно, но не тех, кто должен нести языковую культуру в национальные школы и детские сады. Тревогу вызывает тот факт, что большинство учителей ненецкого языка, работающих в образовательных учреждениях НАО, пенсионного возраста. Они уйдут, а кто придет им на смену?

В-четвертых, издание книг и пособий по языку, ненецкому фольклору в округе идет с большим скрипом.

Центр издательской индустрии, печатающий книги на ненецком языке, сегодня находится в Салехарде. Только это другой регион, и у них много своих авторов.

Как с горечью подчеркивала Мария Бармич, издания книги «Епцотако» для детей младшего возраста она ждала более 10 лет, за это время внучка успела вырасти и пойти в школу. О какой оперативности здесь вообще можно говорить? Более пяти лет лежат в «загашниках» окружных управлений ее «Словарь канинского диалекта ненецкого языка» и «Словарь географических названий» Валентины Ханзеровой.

– Слава Нуму, – говорит Мария Яковлевна, – что удалось издать пособие по ненецкому языку для 10 – 11-х классов, но и оно ждало своего рождения более четырех лет.

В общем, получается, что ненецкий язык будет сохраняться, скорее всего, за счет зауральских ненцев, потому что именно там проживает большая часть российских самодийцев и именно там сохраняется действительно уважительное отношение к культуре и языку титульной нации.

Когда язык нем

Конечно, в Ненецком округе сегодня стараются создавать условия для обучения ненецкому языку. На данный момент его как предмет изучают в 13 школах и семи детских садах. Правда, практически везде его преподают на уровне иностранного, так как дети, живущие даже в национальных поселках региона, языком не владеют совсем. Как, впрочем, и студенты, обучающиеся нынче в колледже или Институте народов Севера в Санкт-Петербурге.

В этом году, по словам Марии Бармич, Ненецкий округ не дал в ИНС ни одного студента, те же, кто поступал в институт в прошлые годы, языком не владеют. Последняя студентка, знающая ненецкий язык, Любовь Варницына, закончила вуз три года назад. Сейчас воцарилось сплошное «языковое затишье». Это ли не трагедия!

Для того чтобы возродить преподавание ненецкого языка на уровне нашего гуманитарного колледжа, нужно внести серьезные поправки в законодательные акты, принятые на уровне Министерства образования РФ. По новым стандартам обучения, которые ввело Минобразования, вообще отменяются так называемые местные программы. Вот и напрашивается вопрос: а как же готовить кадры для национальных ненецких школ?

На встрече в колледже со стороны руководителей учебного заведения и преподавательского состава колледжа было высказано предложение и к ИНС, и к окружным депутатам – инициировать обращение в Министерство образования о принятии дополнительных законодательных актов по подготовке учителей родного (ненецкого) языка.

Обо всем этом мы долго разговаривали с Марией Яковлевной. Было видно, как переживает она, как болит ее душа, ведь действительно становится не по себе, когда видишь, как утрачивается язык, а вместе с ним умирает и истинная ненецкая культура. А как результат, суррогат и исчезновение ненцев НАО как отдельной самобытной общности. Вспомнилась нам в разговоре и полная горькой усмешки фраза: «Глаз узкий, нос плюский, а говорит как русский».