Вы здесь

Аппетит чиновников умерят

Общероссийский народный фронт (ОНФ) в ближайшее время предложит Госдуме принять отдельный закон, который унифицирует социальные гарантии и пенсионные выплаты выборных должностных лиц местного самоуправления. Это решение было принято на экспертном совещании, которое провела рабочая группа ОНФ «Общество и власть: прямой диалог».

В настоящее время право устанавливать гарантии осуществления полномочий муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления предоставлено субъектам, которые в региональных законах закрепляют общий перечень таких гарантий. Затем эти гарантии конкретизируются в Уставах муниципальных образований и муниципальных нормативно-правовых актах. При этом какие-либо положения, регламентирующие или ограничивающие набор социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления, на федеральном уровне не закреплены. В результате в отдельных регионах им предоставляется необоснованно широкий набор социальных преференций.

Это подтверждает проведенный экспертами ОНФ мониторинг регионального законодательства, который выявил, что перечни гарантий для каждого региона могут резко отличаться. Всего эксперты ОНФ насчитали в муниципальных нормативных актах 36 различных социальных гарантий, предоставляемых руководителям муниципалитетов в различных регионах страны. В частности, это должностной оклад до устройства на новую работу (службу) в течение шести месяцев после прекращения полномочий (Курская область); получение субсидии на строительство или приобретение жилья (Брянская область, Рес-публика Мордовия); медицинское страхование после выхода на пенсию (Ненецкий автономный округ, Алтайский край); ежеквартальные, полугодовые и годовые премии (Липецкая область); пособия и компенсации при прекращении полномочий или так называемые «золотые парашюты» (Иркутская, Кировская, Орловская, Псковская, Смоленская область и другие).

В ряде субъектов вовсе отсутствуют региональные нормативные акты, которые должны определять перечень гарантий. Так, экспертам ОНФ не удалось найти таких законов в 15 субъектах. Это Республика Адыгея, Белгородская область, Республика Дагестан, Калмыкия, Камчатский край, Карачаево-Черкесия, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Саратовская, Сахалинская, Тверская, Тульская области. По мнению экспертов ОНФ, установление социальных гарантий в муниципалитетах этих субъектов, в том числе, в виде ежемесячной доплаты к страховой части трудовой пенсии по старости, производится в отсутствие достаточных правовых оснований.

«Гарантии, прописанные в некоторых муниципалитетах, просто восхищают. У депутатов Госдумы, как показало исследование, гораздо уже права, чем у мэров и депутатов в ряде регионов», – подчеркнул член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Валерий Трапезников.

Общероссийский народный фронт (ОНФ) – коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством. В рамках ОНФ созданы пять рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.

Экс-губернаторам надо быть скромнее

«Фронтовики» просят правительство нормировать выплаты, которые получают губернаторы при выходе в отставку.

Активисты обнаружили закупки на обеспечение привилегий для бывших руководителей регионов и их семей. Правительство Ростовской области за последние 5 лет потратило около 6,4 млн руб. на оказание автотранспортных услуг для бывшего губернатора. Согласно техническому заданию, которое во всех закупках одинаковое, легковой автомобиль должен иметь двигатель мощностью 360 л.с. с объемом 4600 куб. см. Экс-губернатору в рамках регионального закона 440-ЗС положены: пожизненное содержание в размере 80% от выплачиваемого губернатору денежного содержания, возмещение расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны на условиях, установленных для губернатора, а также право пользования на территории Ростовской области залами официальных делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, медицинское обслуживание. Рядом этих гарантий может пользоваться не только экс-глава региона, но и члены его семьи.

В Москве экс-мэр после выхода на пенсию имеет право на пожизненное предоставление охраны, правовой защиты, транспортное обслуживание. Прописана возможность пользоваться государственной дачей. В Ленинградской области экс-губернатору в течение 5 лет может предоставляться охрана, правовая защита и транспортное обслуживание. Также предусмотрено возмещение расходов на те же залы для аэропортов, ж/д и речных вокзалов. Жизнь и здоровье бывшего чиновника полагается страховать на сумму в 40 ежемесячных денежных вознаграждений, как лицу, замещавшему госдолжность Ленинградской области. В Пензенской области для бывшего главы региона, помимо автотранспортного обслуживания, положены доплата к пенсии и возмещение затрат на санаторно-курортное лечение, предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, пользование телефоном в размере 10 тыс. руб. в месяц. А в Челябинской области экс-губернатору полагается единовременное пособие в размере годового денежного вознаграждения. Вместе с супругой (супругом) им сохраняется право на медобслуживание. После выхода на пенсию экс-чиновнику гарантируется пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения. Экс-губернатору Астраханской области предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии, а его семье полагается одна путевка и оплата проезда до места отдыха и обратно один раз в год на курорты Российской Федерации. После кончины бывшего губернатора членам его семьи предусмотрено ежемесячное пособие в размере 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Бывший президент республики Татарстан, независимо от возраста и стажа работы (службы), имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 80% от месячного денежного вознаграждения. А чиновнику, отработавшему более одного срока, после прекращения полномочий положены единовременная выплата в размере 10 месячных вознаграждений, охрана, правовая защита, спецсвязь и транспорт, госдача, возмещаются расходы по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских и речных вокзалов (портов), а в случае ухода бывшего главы республики из жизни, его семье выплачивается единовременное пособие в размере 12-кратного ежемесячного денежного вознаграждения, а также членам семьи устанавливается ежемесячное пособие в размере пятикратной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В Тюменской области экс-глава региона может рассчитывать на автообслуживание, медобеспечение за бюджетный счет и другие «классические» привилегии.

«Считаем, тратить миллионы бюджетных средств на обеспечение безбедной жизни экс-губернаторов и их семей – это не только нерационально, но и просто по-граждански не красиво. Интересно, многие ли налогоплательщики в курсе, что региональный бюджет еще пять лет (а иногда и до конца жизни) обеспечивает бывшего главу их региона и его семью? Это совершенно необъяснимые траты, даже если просто принять во внимание те доходы, которые получает губернатор. Считаем, что все субъекты должны обратить внимание и, возможно, пересмотреть свои бюджетные траты на «золотые гарантии». Мы обратились в правительство, чтобы подобные траты также были отрегулированы в пакете нормирования трат чиновников», – сообщил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Пресс-служба ОНФ