Вы здесь

Городок Пустозерской волости

Фотокопия. «Самоедское волостное правление в  Пустозерске» с картины Борисова А.А., 1898 г.

Путешествие во времени и пространстве: I половина XIX века

Как стремительно пустеет Пустозерск, лишившись водной связи с миром из-за обмеления Городецкого Шара. Если в 1800 году здесь насчитывалось около полусотни дворов, то к середине века осталось 22 двора!

Предприимчивые пустозеры стали выселяться поближе к тоне, в более удобные припечорские места. Некоторые из них стали быстро вырастать в ущерб Пустозерску. В соседней деревне Устье числился 171 человек в 1843 году. На тот период самой большой по численности населения была Виска, там проживало 367 человек.

Новый адрес пустозеров был такой: Пустозерский городок (жители называли Городок) Пустозерской волости Мезенского уезда Архангельской губернии.

Глазами современников увидим губернский, уездный и волостной административные центры. Василий Верещагин, автор очерков об Архангельской губернии: «Наружность Архангельска довольно опрятная. Весь город разделён тремя, а в конце двумя проспектами. Ширина его около 200 сажень, длина 7-8 вёрст. Город кажется красивым, когда смотришь со стороны Двины».

Русский путешественник Александр Шренк: «Мезень, состоящая из Окладниковой и Кузнецовой слободок, представляет собой деревянные, на один покрой построенные дома, которые видом своим согласуются с нависшими над ними северными туманами, и однообразие этих потускневших рядов строений прерывается только двумя церквами».

Он же о Пустозерском городке: «Пепельно-серые дома, разбросанные на песчаной равнине, безлюдные улицы – всё это отнюдь не соответствовало той весёлой наружности, которая представлялась нам издали».

Печальная эпоха прощания с Пустозерском. Сейчас мои современники XXI века при посещении объекта культурного наследия федерального значения России радостно говорят: «Здравствуй, первый русский город за полярным
кругом!».

В 1837 году в Архангельской губернии были учреждены станы. Мезенский уезд разбит на два стана с центром в Мезени и Усть-Цильме Запечорского края. Главой губернатор назначил станового пристава. Усть-Цильма становится крупным административным центром, под управление которого вошли Ижемская, Усть-Цилемская, Тельвисочная волости и Большеземельская тундра с самоедами. Через четверть века была присоединена и Пустозерская волость. Под занавес уходящего века (1891 г.) с образованием самостоятельного Печорского уезда наша территория вошла в его состав.

 

Отдельные местечки и селения

Под общим именем Пустозерск или Пустозерская слободка было 18 селений по устью реки Печоры. Учёный Александр Шренк сообщает, что они принадлежат одной общине, которая имеет свою церковь в Городке. Правление с 1832 года переведено в соседнюю деревню Устье, где проживало 73 души мужского пола. Называя селения, отмечу важные вехи в развитии территории и людей, участвующих в этом. На период его путешествия в Городке проживало 47 душ мужского пола. Именно Пустозерск стал в 1826–1828 годах опорным пунктом самоедской духовной миссии с целью обращения в православие ненцев под руководством настоятеля Антоно-Сийского монастыря архимандрита Вениамина (Смирнова).

В 1846 году родился Иван Александрович Кожевин, волостной старшина и пустозерский промышленник, спасший экипаж английского судна «Стернен», награждён золотой медалью английского правительства и серебряной медалью русского правительства.

В Тельвиске – 42 души. Вдоль правого берега реки стоят Никитцы (51 душа) и Куя. Её житель Егор Хаймин, прадед писателя Александра Михайлова, участвовал в экспедиции П.К. Пахтусова и А.К. Цивольки на Новую Землю 1832-1833 годов. В деревню Кую перевезена Георгиевская церковь из Пустозерска в 1847 году. Через деревню Пылемец (8 душ) проходил Мезенский зимний тракт протяжённостью более 500 вёрст, связывающий Канино-Тиманье с уездным городом. На левом берегу реки раскинулся Вандех (Андех) (31 душа), в котором по переписи 1850 года проживало только 10 семей Хабаровых. Позже, в 1914–1916 годах, один из их потомков крестьянин Иван Александрович Хабаров обнаружил озеро с проявлениями нефти на поверхности воды, отправил пробу в Академию наук, был назначен проводником экспедиции. Она не состоялась из-за исторических событий 1917 года.

В селе Оксино (88 душ) на пожертвования крестьян построена деревянная пятиглавая церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в 1847 году. Будет открыт Оксинский приход в количестве 243 человека. Позже Оксино унаследует топоним «Пустозерск» в названии сельсовета, района, МО, ДК, дома-интерната для престарелых.

В начале XIX века упоминаются 22 места проживания наших предков. По переписи 1816 года в Пустозерской волости значится и новое селение Ёкуша. К середине века, по данным духовной росписи Пустозерского Преображенского прихода за 1847 год, там записаны большие семьи Кожевиных, Макаровых, а также Хайминых и Теплицыных. Всего более семидесяти человек в возрасте от трёх недель до 88 лет.

Большинство незначительных селений в начале XIX века – Голубково, Бушуево, Бедовое,  Нарыга, Сопка, Пойлово, Сула – в настоящее время исчезли с карты нашего региона.

 

«Самовольно основанные» западными соседями

Предки жителей западной части современной территории Ненецкого округа, проживающие по рекам Канинской и Тиманской тундр, не нашли свои селения в пустозерском списке. Они входили в состав Мезенского уезда Дорогорской волости как «самовольно основанные». Трудности в управлении поселенцами – мезенскими мещанами и крестьянами – были решены с образованием отдельной Несской волости в 1903 году.

Русские поселения по рекам Канинской и Тиманской тундр были заселены жителями Мезенского уезда. В списке обывателей города Мезени значатся Коткины и Мясниковы, по рекам Мгла и Сула – Коткины, по реке
Пёше – Кыркаловы и Окладниковы. В ревизских сказках Мезенского уезда за 1811 год записаны братья Яким Тимофеевич и Ларион Тимофеевич Михеевы, проживающие по реке Вижас, первопоселенцы одноименной деревни.

В ревизских сказках Мезенского уезда за 1811 год по реке Несь записаны мещане Коткины. Позже, в 1831 году, здесь возведена церковь во имя благовещения Пресвятой Богородицы, одна из трёх церквей для самоедов, обращённых в православие. В наше время, в 2003 году, вновь отреставрированная церковь в селе Несь была освящена и стала визитной карточкой поселения.

По деревне Верхняя Мгла, основанной выходцами из Окладников слободы Коткиными, проходил Мезенский зимний тракт. Нижнюю Мглу заселили рыбаки и охотники Коткины, выходцы из Мезени.

 

Приговоры сельских сходов

В первой половине XIX века реальные вопросы хозяйственной, административной жизни Пустозерской волости наши предки решали на сельских сходах. Это выборы сельского старосты и должностных лиц, определение правил пользования общими землями и промысловыми угодьями, вопросы государственных сборов и управления хлебными запасами, рекрутский набор. Сельские сходы собирались на севере до отмены крепостного права в России в 1861 году, после чего в стране появились органы крестьянского самоуправления.

На севере жили черносошные крестьяне, не зависевшие от светского или духовного феодала, имели право свободного передвижения, распоряжения и предпринимательства. Они платили налоги и выполняли государственные повинности.

Как это выглядело? В книге для записи мирских приговоров, учинённых на сельских сходах по Пустозерскому сельскому обществу, есть тому пример: «Учётное свидетельство 1845 года января 7 дня Архангельской губернии Пинежского округа Мезенского уезда Тельвисочной волости Пустозерского сельского общества.

Решение: проживающего в нашем обществе крестьянина Устьцилемской волости при реке Сула Ивана Фёдорова Чипсанова, 42 лет, семьёй направить в оклад Великовисочной деревни. Имеет жительство при реке Сула, наделить сенокосною землею и прочими угодьями, какими владеет Великовисочная деревня». Далее следуют подписи сельского старшины Ивана Андреева Усачёва, пустозерского сборщика податей Фёдора Степановича Хабарова, сельского писаря Афанасия Козлова.

Продолжение следует...

 

Ольга Полухина, член НРО Союза журналистов РФ