Вы здесь

Человек беспокойного сердца

Молодые учителя: сверху слева направо – Л. А. Кузнецова, Е. А. Рудакова, Н. А. Беляева, в первом ряду –  З. П. Горяева, Г. М. Епифанова, А. Витязева, г. Нарьян-Мар, 1950-е / Фото из книги «Глафира Михайловна и её ученики»

Как-то мне передали несколько книг Рудольфа Филиппова известного учёного и литератора, уроженца нашего округа.

Его замечательные произведения «Прощанье с медными жилами», «Дорога к дому», «Печора, Нарьян-Мар и мы» сразу вызвали живой интерес у жителей. Автор просто и с хорошим знанием того, о чём повествует, рассказывает о жизни и людях, с которыми сводила судьба.

Отличная, незамутнённая ничем цепкая память писателя сохранила для нас целую галерею рассказов о северянах прошлых лет.

Одну небольшую книжку автор посвятил своему любимому учителю русского языка литературы Глафире Калининой (Епифановой), с которой дружил долгие годы. Из особого почтения к ней он даже назвал свою документальную повесть её именем и отчеством – «Глафира Михайловна и её ученики».

Благодаря воспоминаниям Рудольфа Ефимовича, в Год педагога и наставника мы имеем возможность рассказать в окружной газете о талантливом наставнике с большим добрым сердцем, воспитавшем не одну сотню подопечных, большинство из которых выросли достойными гражданами своей страны.

Предлагаем вниманию читателей «НВ» отрывки из книги.

 

Первое знакомство

 

Вспоминаю небольшой заполярный городок Нарьян-Мар, 1952 год, когда мне, восьмикласснику, довелось встретиться с Глафирой Михайловной Епифановой. Тогда учитель носила эту девичью фамилию. В Нарьян-Мар она приехала по распределению после окончания Архангельского педагогического института и приступила к работе в единственной на те времена в Нарьян-Маре средней школе. Сейчас она называется средняя школа № 1 и расположена в современном кирпичном здании. Прежняя была в двухэтажном деревянном. В 1952 году молодая, высокая и красивая учительница Глафира Михайловна была назначена классным руководителем 8-го «В» класса, в который был зачислен и я, так как в этом году окончил семилетнюю школу в райцентре Оксино.

Класс был сформирован из выпускников семилетних сельских школ Нижне-Печорского района и Лесозавода. Сельские дети проживали в интернате.

Скажу сразу, нам здорово повезло, что классным руководителем была Глафира Михайловна. Думаю, ей в этом отношении тоже повезло: к ней прикрепили ребят, оторванных от родительской опеки, так как при таких обстоятельствах она смогла сразу же проявить свой дар и воспитателя, и учителя.

 

Три года и на всю жизнь

 

Три года учёбы в нарьян-марской средней школе, проведённые под классным руководством Глафиры Михайловны, остались в памяти светлым окошком в моей последующей достаточно сложной и трудной жизни.

Где бы мне ни приходилось работать по избранной специальности, которую я очень любил, всегда с благодарностью и любовью вспоминал эти незабываемые годы общения с любимой учительницей. Знаю многих её учеников, которые точно так же думали и вспоминали годы учёбы у этого замечательного во всех отношениях педагога.

Природа, любовь к нашей великой русской литературе, культуре, родительское воспитание наградили Глафиру Михайловну замечательными качествами, которые позволяли легко притягивать к себе и благоприятно воздействовать на чуткие и отзывчивые детские души.

Если образно выразиться, то можно повторить слова, почитаемого многими человека (писатель Ю. Олеша. – Прим. авт.), она была «инженером человеческих душ».

Минуло более пятидесяти лет с тех пор как я, окончив школу, расстался с Глафирой Михайловной. Многое стёрлось из памяти, и уже не могу так подробно писать о всех педагогических нюансах её работы. Она в то время, когда я учился, конечно, не владела всеми навыками и тонкостями педагогической работы, была только в начале своего пути. Но подкупала нас добротой, открытостью и доверчивостью.

 

Опасная история

 

Как-то на октябрьские праздники 1952 года я и Володя Кожевин решили на коньках укатиться в Оксино к родителям. Уже сейчас, оценивая этот поступок, скажу, что это было авантюрное и крайне рискованное мероприятие, так как Печора только-только встала. Мы, интуитивно чувствуя, что опасность провалиться под лёд существует, решили катиться вдоль берегов. Но в любом случае надо было получить разрешение классного руководителя. Во-первых, потому, что мы один день пропускали занятия в школе, а во-вторых, уходили из города на три дня, то есть в это время были вне контроля школьного руководства.

Когда мы обратились к Глафире Михайловне, не вдаваясь особо в подробности задуманного, она позволила нам отлучиться.

Сборы были недолгими. Утром, выйдя на берег в районе морского порта, прикрутив к валенкам коньки, встали на лёд и покатились. Миновав лесозавод, повернули на Печору и устремились вверх по течению в сторону родного села.

Снега на льду не было, мы шли быстро, ходко. На Печоре иногда попадались места, где не было льда. Один раз я, задумавшись на ходу, чуть не угодил в промоину.

Володя Кожевин вовремя сумел заметить открытую воду и придержать меня, в итоге спас мне жизнь. Примерно за 10-15 километров до Оксино у Володи стали гнуться коньки, видимо, были сделаны из некачественной стали. Скорость передвижения резко упала. Пришлось двигаться практически шагом. Через какое-то время мы, благополучно преодалев 50 км, совершенно неожиданно явились перед родителями.

В Нарьян-Мар вернулись через три дня. Володя улетел на маленьком почтовом самолёте По-2, где было одно пассажирское место. А я – на коньках, частично сократив путь.

В школу успел только ко второй смене. Когда мы встретились с Глафирой Михайловной, она была очень встревожена. Чувствовалось, что узнала о нашем способе передвижения до дома и сильно переживала. Поняла, что, разрешив нам отправиться в Оксино, совершила ошибку.

Но всё обошлось, хотя риск провалиться и утонуть был очень велик.

 

Любовь и терпение

 

Так чем же наша дорогая учительница пленила юношеские души? Попытаюсь объяснить. Она сумела построить свои отношения с учениками так, что мы чувствовали материнскую заботу и любовь, желание учителя обучить своему предмету, невзирая на трудности и сложности для некоторых в освоении знаний.

Уверен, нет таких учеников, которые не хотели бы хорошо учиться. Но некоторые из них в силу разных психологических факторов теряют веру в свои способности усвоить какие-то науки, а в конечном счёте – в качественном получении общих знаний.

Но есть учителя, способные взламывать такие сложные барь­еры. Они действуют не только знанием методик обучения. У них в арсенале есть умение эффективно воздействовать на неокрепшие души учеников в нужном направлении. И молодой человек начинает верить в свою способность хорошо учиться, у него появляется интерес к этому.

Как раз из таких учеников выходят классные специалисты. И они всегда будут помнить свою дорогую воспитательницу и учительницу.