Региональное отделение Общероссийского народного фронта в Ненецком автономном округе начало комплексную проверку доступности объектов и услуг для маломобильных граждан.
В минувший четверг активисты ОНФ, представители общественных организаций инвалидов и журналисты обследовали более десяти зданий в Нарьян-Маре – транспортной, социальной, коммерческой инфраструктуры и учреждений здравоохранения. Причем, проверялось не только формальное наличие объекта доступной среды, но и его функциональность.
Первые выводы «фронтовиков» неутешительны: в большинстве случаев среда оказалась отнюдь не доступной для граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей, женщин с детскими колясками.
Вне зоны доступа
– Доступная среда и равные возможности – это не просто пандус в подъезде, – отметила член регионального отделения ОНФ в НАО и председатель окружной Общественной палаты Екатерина Бурдикова. – Создавая доступную среду, мы должны понять и учесть все моменты, а для этого буквально самим надо сесть в инвалидную коляску.
Что собственно и сделали активисты народного фронта и журналисты.
Первым объектом мониторинга стало здание Пенсионного фонда в Нарьян-Маре. Не так давно к зданию был пристроен пандус. Проверить насколько он удобен, скажем, для инвалида-колясочника, «фронтовики» решили самолично. Инвалидную коляску им предоставило Ненецкое отделение Всероссийского общества инвалидов.
Оказалось, что подняться по пандусу без посторонней помощи человеку с ограниченными возможностями невозможно. Накануне выпал снег, и пандус никто не почистил.
Но даже если и удастся подняться по пандусу к дверям учреждения, преодолеть высокий порог самостоятельно – задача тоже неразрешимая.
Есть и другая проблема у крыльца Пенсионного фонда. Даже если в учреждение придет совершенно здоровый человек, то риск получить увечье и стать инвалидом велик. Заснеженный порог – невероятно скользкий, на нем отсутствует соответствующее покрытие. Бабулям с палочками подниматься по ступенькам мы советуем с большой осторожностью. А еще лучше – вообще не подниматься.
Кнопка для галочки
Следующим объектом мониторинга стало здание Сбербанка.
Проехать по сугробам к пандусу уже стало настоящим испытанием для коллеги из ТРК «Север», даже притом, что ей в этом помогали все участники акции.
А потом мы узнали, что такое «бутафорные» кнопки вызова для инвалидов. Сколько мы ни жали на звонок для вызова персонала, так никто из сотрудников банка и не вышел.
Есть и другая беда. В аптеке, которая находится рядом со Сбербанком в жилом доме по улице Ленина, нам рассказали, что кнопку почти каждый день срывают подростки.
А в ряде других учреждений нам признались, что ее попросту отключают – все из-за того же баловства. Дети придумали игру: позвонить и убежать. Может быть, стоит провести соответствующую воспитательную работу со школьниками?
Но в большинстве досуговых, культурных и социальных учреждений Нарьян-Мара кнопок вызова сотрудников нет в принципе. А это означает, что кафе, рестораны, магазины, парикмахерские в Нарьян-Маре недоступны для людей с ограниченными возможностями.
Не припаркуешься
Не менее сложной выглядит ситуация с парковками для автомобилей, которыми или управляют инвалиды, или на которых их перевозят. В этом убедились все те же активисты народного фронта.
Выяснилось, что при организации парковок для инвалидов на требования государственного стандарта внимание обращается далеко не всегда. Ширина парковочных мест имеет здесь огромное значение: зачастую на свободное место инвалид может заехать только вплотную к другим авто, хотя правило четко нормирует пространство между автомобилями.
Или бывает так, что знаки поставлены, разметка выполнена согласно требованиям, но человеку с инвалидностью места для парковки не найти, так как все они заняты другими автомобилями.
Водитель «Газели», специально оборудованной для инвалидов выдвижными пандусами, в беседе с нами заявил:
– Прежде всего, культура поведения решает, насколько среда доступна для инвалида. Если есть знак, что это место для инвалида, почему не проехать несколько метров и не найти себе другое место. В результате я нередко вынужден искать свободную парковку вдали от объекта, который необходимо посетить моему пассажиру.
– Совсем недавно Ненецкое отделение Всероссийского общества инвалидов приобрело две спецмашины для перевозки людей с ограниченными возможностями. Ежедневно мы доставляем инвалидов, в том числе и детей, на тренировки в спортивные объекты, больницы, соцслужбы, но зачастую нормально припарковаться для посадки-высадки пассажиров автомобиль не имеет возможности, – подтверждает слова водителя член правления Ненецкого отделения общества инвалидов Марина Говша.
Такую картину мы увидели возле городской поликлиники, сложно оказалось подъехать и к зданию соцзащиты.
Как отметила сотрудник окружного ГИБДД Светлана Фролова, штрафы за парковку на местах для спецтранспорта инвалидов в этом году увеличатся с 200 рублей до пяти тысяч рублей. Нарушение также может послужить основанием для задержания автомобиля. Только вот помогут ли жесткие меры сделать среду доступнее?
Свободный доступ
Доступная среда, причем та, которой реально могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями, в полной мере создана в городе только в здании МФЦ. Здесь есть удобный пандус, крыльцо – не скользкое, имеется кнопка вызова персонала для инвалида, сделаны ровные порожки при входе, в двери инвалидная коляска может проехать свободно, есть место у окон операторов, где коляска комфортно расположится.
Также созданы хорошие условия для маломобильных людей в кармановской бане. Есть удобный подъезд, функциональный пандус, в самой бане сделаны отдельные помещения для купания инвалидов и их сопровождающих людей. И эта услуга, по словам заведующей баней, востребована.
Добрая воля
Закон говорит, что современная городская среда должна быть доступной для людей с инвалидностью. Но – увы! – как мы увидели, многими руководителями учреждений это воспринимается формально. Пандус есть – закон выполнен. А то, что этим пандусом невозможно пользоваться, неважно. И таких замечаний у «фронтовиков» было много.
– Проведение работ по соответствующему оборудованию объектов зачастую только улучшает статистические показатели, но оставляет для инвалидов социальную инфраструктуру малодоступной. Какой смысл, например, в установленном пандусе для инвалидной коляски, если не совпадает ширина между ее осью и направляющими этого пандуса. Или кнопка вызова персонала не работает, а на скользком пороге нет покрытия, или отсутствует тактильная плитка там, где она необходима, – говорит Екатерина Бурдикова.
В общем, в городе инвалиды пока не почувствовали значительных перемен от программы адаптации, на которую государство уже потратило миллиарды рублей.
Проблемы людей с ограниченными возможностями продолжают оставаться в центре внимания Общероссийского народного фронта.
Как рассказала Екатерина Бурдикова, «фронтовики» проведут мониторинг в несколько этапов. Вместе с экспертами они оценят доступность объектов и услуг при непосредственном участии людей с ограниченными возможностями, осуществят фотофиксацию успешных и неудачных практик создания условий доступности, исследуют общественное мнение.
В мониторинге собираются принять участие и сотрудники окружной прокуратуры. В середине ноября пройдет итоговый круглый стол на тему доступности среды в НАО. Его результаты будут направлены в головной штаб Общероссийского народного фронта.