Вы здесь

Юбилей на краю земли

Виктор Толкачёв держит флешку – миниатюрную копию атомного ледокола «50 лет Победы». Именно на этом корабле он вместе с другими участниками путешествия отправился на Северный полюс / Фото автора

85-летие на Северном полюсе, или Как сбылась одна мечта

В необычное и неожиданное для себя путешествие почётный житель Нарьян-Мара Виктор Толкачёв отправился в августе этого года, а поведал о нём чуть позже – в Северном морском музее Архангельска.

Недавний юбиляр поделился впечатлениями и рассказал – как это, встретить день рождения посреди сурового Ледовитого океана, на борту одного из самых мощных атомных ледоколов в мире. Но, кажется, мы забежали немного вперёд. Автор этих строк волей случая тоже оказался в этот день в поморском музее и внимал речам отважного журналиста и краеведа, к слову, своего университетского преподавателя.

Белый костюм, элегантная бабочка, неизменная улыбка. В зале музея Виктор Фёдорович рассказывал о том, как сбылась его мечта. Докладчика с придыханием слушают человек тридцать. Обстановка – камерная, публика – искушённая и очень. Этакий квартирник, без большой аудитории и лишнего внимания.

В числе слушателей замечаю своего вузовского преподавателя по литературоведению (кажется, этот предмет назывался именно так), с превеликим удовольствием обнялись с моим наставником в судомодельном спорте. Лет 20 назад Виктор Леонидович Нечеухин показывал мне, как правильно выпиливать лобзиком, под его руководством корреспондент «НВ» собрал малый рыболовный траулер. Ему слегка за 70. Окладистая борода, стать, бодрость в голосе. До сих пор преподаёт. В Северном музее есть его стенд с моделями судов. Когда-то он и сам ходил в море и, конечно, не мог не прийти сегодня на встречу с Виктором Фёдоровичем.

В зале и супруга краеведа – Лариса Толкачёва. Перед, собственно, историей о Северном полюсе – небольшое лирическое отступление.

– В нашей семье много говорили о Севере, он всегда манил меня, – рассказывает Лариса Борисовна. В её руках книга Водопьянова «Полярный лётчик». Именно через эти строчки она узнавала про суровые края. Именно в этой книге впервые прочитала о Нарьян-Маре.

Лариса Борисовна показывает на карту и обводит на ней небольшой кружок. Это остров Колгуев. Именно туда, на полярную станцию, отправились молодые романтики Виктор и Лариса полвека назад. Это была школа жизни, которую предстояло пройти, преодолев все невзгоды.

– …И ни в коем случае не впасть в уныние. Несмотря на трудности, мы были счастливы, – добавляет Лариса Борисовна, украдкой смотря на супруга. Тот кивает, на ходу вспоминая случаи из той, полярной жизни. Чтобы живописать все приключения на Колгуеве, не хватит и пяти газетных полос. В общем, чета Толкачёвых севером закалена с самой юности, и поездка на Северный полюс должна была, как модно нынче говорить у молодёжи, закрыть гештальт. Да ещё какой. А помог исполнить мечту сын Фёдор.

– Он знал мою страсть человека, прошедшего Вайгач, Колгуев, три раза побывавшего на Новой Земле. Понимал, как я мечтаю о Земле Франца-Иосифа. Вдруг, год назад, он как-то раз подошёл и говорит, вручая сертификат: «Папа, кажется, твоя мечта сбылась», – это сейчас Виктор Фёдорович спокойно и буднично говорит о том, как это было. Но тогда внутри будто всё перевернулось – казавшийся уже недоступным Северный полюс внезапно оказался гораздо ближе.

Однако эйфория быстро прошла, уступив место серьёзной физической подготовке. До путешествия оставался год, и сын взял под строгий контроль папины тренировки – филонить строго воспрещалось. Каждый день зарядка, два раза в неделю бассейн, посещение врачей, целый год мониторили давление. Из обязательного – оригинал справки ЭКГ. В общем, съездить на край земли – это вам не шутки. Термобельё, шапки-ушанки, сапоги, непродуваемые штаны –
это лишь часть большого списка из того, что надо было взять с собой.

– Конечно, взял с собой около десятка книг. Среди них – «Девочка на острове», «Облака любви». Ехал на полюс со своими героями, – улыбается покоритель северов. В его руке маленькая флешка в виде корабля. Это крохотная копия ледокола «50 лет Победы». На нём из Мурманска 2 августа на Северный полюс отправились 120 человек. Путешествие длилось десять дней.

– В моей каюте жил итальянец Франческо, нейрохирург. В своё время влюбился в Россию, обожает Чайковского. Правда, его маленько укачало, – смеётся Виктор Фёдорович.

После небольшого вступления виновник творческого вечера включил фильм, одним из героев которого стал и он сам. Снимали сюжет сами участники ледового похода. В кадре тикают часы, на экране айсберг, красивые съёмки с квадрокоптера. Через минуту появляется медведица с тремя медвежатами. Когда ещё такое увидишь. Люди на палубе замерли, чтобы не спугнуть хозяев Арктики.

– Медведица не испугалась, думала, что ледокол – это какая-то скала, так он бесшумно шёл. Стала кормить детёнышей. Потом почти час ждала, когда появится нерпа, – продолжает почётный житель Заполярной столицы.

А вот и сам момент достижения полюса. На видео – объятия, звон бокалов с шампанским, фото на ледоколе и возле него – в такой момент сделали остановку, и все участники похода могли выйти на лёд и запечатлеть себя для семейного архива. Ну а для пущего антуража – банька с вениками и заплыв в леденящей воде. Виктор Фёдорович как истинный северянин в прорубь нырнул (разумеется, по правилам безопасности пристёгнутый карабином) и, окунувшись, неожиданно для всех поплыл брассом. В общем, немного похулиганил, но, конечно, юбиляр был прощён.

Через пару минут он сам появляется в кадре. В тот день ему исполнилось 85. На борту объявили, что впервые за 20 лет путешествий на Северный полюс на ледоколе отмечают столь солидную дату.

После просмотра фильма – несколько вопросов от аудитории. Сначала детский, но логичный. Что с погодой? Август – самое тёплое время для путешествий на полюс. На этот раз пассажирам ледокола повезло – плюс один, ветра почти не было. Конечно, газетные строчки не могут передать всех эмоций. Когда вступаешь на ледяные торосы и понимаешь, что ты где-то очень далеко от цивилизации. Лучше один раз увидеть самому…

– Могучий океан, ощущение, что ты на вершине мира, достиг Северного полюса, но не покорил его, – переходит на шёпот. – Слава Богу, он тебя отпустил.