Вы здесь

Небо Заполярья в надёжных руках

9 февраля – День гражданской авиации России

Этот снимок на лётном поле Нарьян-Марского объединённого авиаотряда я сделала в первый день февраля. Типичная для этого месяца погода: порывистый боковой ветер и снег.
Аэровокзал окружной столицы был полон. Пассажиры ждали посадки на борт. Но час за часом откладывали, а затем и вовсе перенесли на следующий день вылеты по местным воздушным линиям – в Каратайку, Варнек, Амдерму, Индигу. Не смогли добраться до места работы и вахтовики, прилетевшие транзитом на двух бортах Як-40 по заказу ООО «Башнефть-Полюс».
…Даже в ненастье в ангарах и на стоянках продолжается работа: технические службы готовят воздушные суда к вылету. Каждый знает, что безопасный полёт – это результат кропотливой работы на земле.

Сердце выбрало Север

Нарьян-Марский авиаотряд известен своими трудовыми династиями. Представители одной из них – отец и сын Шмарыгины. Без малого шесть десятков лет трудового стажа в лётном отряде на двоих у Николая Павловича – старшего бортового механика и его сына Руслана – командира вертолёта Ми-8.
Опыт работы Николая Павловича впечатляет: 23 февраля нынешнего года будет ровно 46 лет, как он пришёл в Нарьян-Марский авиаотряд.
Выпускник Кирсановского авиационно-технического училища гражданской авиации мог начать профессиональную карьеру в любом уголке большой страны. Сокурсники со всего бывшего Союза – представители 13 национальностей – разъехались по родным местам. А его сердце выбрало Крайний Север, где самой дальней точкой оказался Нарьян-Мар. Вот так заполярный город навсегда стал для него родным домом.

Профессия мечты

Николай Павлович родился в 1955 году в городе Кинешма Ивановской области, рано потерял мать.
Ещё в детстве он не раз наблюдал за полётами самолётов, тогда и решил, что хочет связать свою жизнь с авиацией. В городе детства героя нашего рассказа и сегодня аэродром принимает пассажирские рейсы вертолётов Ми-2 по маршруту Кострома-Кинешма-Нежитино-Юрьевец.
А в НАО непростые условия Заполярья каждый день требуют высокой ответственности и концентрации, поэтому Нарьян-Марский авиаотряд стал для Николая Павловича и его коллег школой профессионального мастерства. Авиация на Севере играет главную роль в перевозках внутри округа и за его пределами. Потому нагрузка на технику и людей огромная, ведь в нашем регионе «только самолётом (в нашем случае – вертолётом) можно долететь» до большинства населённых пунктов, отдалённых оленеводческих бригад и нефтепромыслов.
По воспоминаниям Николая Павловича, в 1975 году Нарьян-Марский авиапарк состоял из вертолетов Ми-4, Ми-8 и самолёта Ан-2. До этого были машины Ми-1 и Як-12.
Отработав год на «аннушке», он переучился на специалиста по обслуживанию перспективной вертолётной техники в учебно-тренировочном центре Быково гражданской авиации в Москве. Принцип работы на ней, безусловно, совсем другой: Ан-2 проще. На вертолёте и электросистема иная, трансмиссия, рулевой винт, несущий винт.

Грамотная эксплуатация – залог безопасности

Чтобы винтокрылая машина поднялась в небо, недостаточно только работы пилота.
Николай Павлович и его коллеги обеспечивают безопасный и качественный полёт, обязаны досконально знать работу всех систем вертолёта. Они помогают командиру принимать решения в сложных, порой критических ситуациях.
Сегодня за плечами Шмарыгина-старшего более 18000 часов безаварийных полётов, в том числе ночных – более 2500 часов.
За сухими цифрами статистики его личных заслуг – работа в сложнейших условиях на всех видах вертолётной техники, используемой в районах Крайнего Севера. Как, например, полёты при транспортировке грузов на внешней подвеске.
Сам Николай Павлович рассказывает:
– В этом деле есть свои нюансы, всё очень специфично. Одно дело аварийно-спасательные работы – мы же не зря тренируемся! Спуск спасателя производится при помощи лебёдки, поднимаем на борт его и больного. Это на стационарной барже, а в море, на практике – волнение, и пилотирование специфическое. Трос крепится к лебёдке, она цепляется внутри, там есть электромоторы. Спасатель цепляет себя за специальное устройство – и на корабль. Конечно, спасателю страшновато, но как они говорят: «Смотришь вверх, там вертолёт, и вроде как чувство надёжности ощущаешь». А снизу судно, которое тоже двигается, и кроме хода корабля ещё и воздушный поток от вертолёта влияет на операцию. Ты должен следить, чтобы человека не ударило о борт. А потом ещё обратно надо доставить. Случаи разные бывают. Работа есть работа. Супруга эмоциональная, переживает.
Самым оживленным временем и пиком расцвета окружного авиапредприятия Николай Павлович считает 80-е годы, когда работа кипела круглыми сутками.
– В тот период в округе открывались новые месторождения. Одна часть лётного состава работала по заказу геологоразведочных экспедиций, другая обслуживала оленеводческие хозяйства. Раньше вертолёты перевозкой пассажиров не занимались, на эти цели задействовали Ан-2 – было порядка 30 машин у нас в парке. Несмотря на то, что «аннушки» были практически полностью заняты под пассажирские перевозки, но и они возили грузы тоннами: и рыбу, и мясо. Помнится, как начинается наважья путина, весь перрон заставлен мешками с навагой, – рассказывает Николай Павлович.

Авиация – как двигатель прогресса

За долгие годы работы, в том числе и в качестве инструктора, Николай Павлович подготовил более трёх десятков молодых бортмехаников, освоивших при его поддержке различные виды авиационных работ. Он и сейчас охотно делится практическим опытом и теоретическими знаниями с молодыми коллегами.
Как отметил наш собеседник, самое главное и неизменное для авиаотряда – это «Наша Нарьян-Марская школа пилотов»
– Очень хорошая школа, – говорит он. – Многие ушли от нас, а наша школа им пригодилась. Мои ученики работают даже за границей, на международных линиях. Кроме того, наши – местные ребята – теперь работают не только в округе, но и далеко за его пределами. Это и приятно, и почётно, что мы в какой-то мере дали им путёвку в будущее. Радует, что образовались и продолжают успешно работать целые династии: Вокуевых. Шараповых. Циваш. Что парк вертолётов в Нарьян-Маре в последние годы начал обновляться. Значит, есть перспективы для молодых.

Семейная династия Шмарыгиных

Семейную династию семьи Шмарыгиных продолжает сын Николая Павловича – Руслан. После окончания Краснокутского лётного училища он вернулся домой и вот уже 12 лет летает в небе Заполярья.
Сегодня Руслан Николаевич –
командир вертолёта Ми-8. Коллеги отмечают его высокую теоретическую и лётную подготовку, колоссальную работоспособность. Техника пилотирования – отличная, в сложных ситуациях действует грамотно, и что самое главное, он постоянно работает над повышением профессионального уровня.
Спросила я его о первом полёте и возможном страхе, боязни высоты и ответственности за жизнь пассажиров. На что получила чёткий ответ: «Когда работаешь, о страхе не думаешь».

Мария Кушнир

От редакции «НВ»

Вот так – уверенно и спокойно трудятся наши авиаторы. Сегодня их профессиональный праздник и очень хочется пожелать ветеранам авиации, всему коллективу АО «Нарьян-Марский авиаотряд», в котором работает более 600 человек: специалистам лётного отряда, сотрудникам авиационно-технической базы и аэропорта – успехов, слаженной и чёткой работы на благо родного округа.