Вы здесь

Татьяна Логвиненко: Гособлигации – это «длинные» и относительно дешевые деньги

Сегодня на Московской бирже должно состояться размещение первого транша государственных облигаций Ненецкого автономного округа. О том, что представляет собой этот новый для региона долговой инструмент и чем он отличается от банковского кредита, мы беседуем с заместителем губернатора, руководителем Департамента финансов и экономики НАО Татьяной Логвиненко.
– Татьяна Павловна, для чего выпускаются облигации?
– Хотим мы того или нет, при нынешних ценах на нефть и при необходимости многомиллиардных вложений из бюджета в социальную и транспортную инфраструктуру округу какое-то время придется жить с государственным долгом. В том, чтобы жить в долг, нет ничего страшного, так живут почти все регионы. Главное, чтобы размер долга оставался в разумных пределах. Например, если он становится сопоставим с объемом бюджета, это ставит под угрозу финансовую устойчивость региона. У нас госдолг составляет сейчас 3,19 млрд рублей, это менее 20% доходной части.
И раз госдолг почти неизбежен, встает вопрос, как им управлять с минимальными издержками для бюджета. Самый простой долговой инструмент – банковский кредит. Но это «короткие» (как правило, годовые) ресурсы и недешевые. В прошлом и нынешнем году округ привлекал коммерческие кредиты в среднем под 10% годовых. В октябре через систему госзакупок мы вышли на привлечение еще одного кредита в 600 млн рублей. Он, кстати, впервые будет двухлетним, а не годовым. Ставка по результатам торгов составила 8,8% годовых. Это большой шаг вперед по сравнению с 10%, но все равно дороговато.
– Какие существуют альтернативы?
– Есть краткосрочные, до 50 дней, казначейские кредиты под 0,1% годовых, и этот инструмент мы задействуем в полной мере, но ограниченность сроков усложняет управление государственным долгом. Есть долгосрочные бюджетные кредиты под 0,1%. Но получить их непросто: Минфин считает Ненецкий округ не таким уж бедным, ведь по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения и другим ключевым макроэкономическим показателям НАО – в числе регионов-лидеров.
И по сути последняя альтернатива – облигации. Это и более «длинный» инструмент по сравнению с банковским кредитом (например, мы выпускаем 7-летние бумаги), и более дешевый. Как правило, обслуживание облигаций обходится бюджету на 1-1,5 процентных пункта дешевле, чем банковские кредиты. Например, недавно состоялся дебют Курской области на рынке облигаций. Доходность по 8-летним бумагам составила 7,96% годовых. На банковском рынке таких низких кредитных ставок сейчас нет.
Говорить же о том, как важны для экономики именно «длинные» деньги, уже, наверное, нет нужды. Потребности нашего бюджета в инвестиционном ресурсе огромны, а сроки реализации инфраструктурных проектов (скажем, строительства школы или детского сада), особенно на селе, длительны, они редко ограничиваются одним годом. Поэтому для нашего специфического региона как ни для какого другого важны долгосрочные финансовые ресурсы.
4 января президент России Владимир Путин подписал перечень поручений, направленных на сокращение дефицита бюджетов и уровня госдолга субъектов РФ. Регионам рекомендовано, в частности, активно использовать государственные ценные бумаги как источник долгосрочного финансирования дефицита. Минфин также рекомендует субъектам РФ замещать банковские займы облигациями. Поэтому мы идем в ногу со временем.
– Что будут представлять собой облигации Ненецкого округа? Кто может стать их покупателем?
– Это бумаги, ориентированные в первую очередь на юридических лиц, то есть на профессиональных инвесторов. Они будут обращаться на Московской бирже. С точки зрения инвестора – юридического лица – облигация похожа на банковский депозит. Облигация НАО будет иметь фиксированный купонный доход, выплачиваемый раз в квартал. С точки зрения инвестора, получается своего рода аналог банковского депозита с ежеквартальной капитализацией процентов.
Но облигации имеют по сравнению с депозитом преимущество: поскольку они торгуются на бирже, их в любой момент можно продать. А если продать тогда, когда они будут стоить выше номинала, то еще и получить дополнительный доход.
Период обращения облигаций составит 2 555 дней. Соответственно, конечная дата погашения облигационного займа – это 2024 год. Но необходимо отметить, что наши ценные бумаги выпускаются с амортизацией долга. Это означает, что Департамент финансов и экономики НАО будет погашать по 10% эмиссии каждые полгода (в мае и ноябре) начиная с мая 2019 года, тем самым уменьшая основную сумму долга. Также мы вправе погасить и досрочно облигационный заем.
Всего мы можем разместить облигации на сумму до 2 млрд рублей. Но размер первого транша невелик – до 500 млн рублей. Мы сначала должны убедиться, что интерес к нашим бумагам и к инвестированию в наш регион есть и что доходность окажется приемлемой как для нас, так и для держателей бумаг. После этого будем принимать решение об объемах следующих траншей.
– В сентябре международное агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг НАО на уровне «BB-» с прогнозом «стабильный» и краткосрочный рейтинг на уровне «B». Это довольно высокие оценки. На чем они основаны?
– На восстановлении бюджетных параметров, умеренном размере госдолга, высоких показателях благосостояния на душу населения. Эксперты Fitch отметили, что даже тяжелейший для бюджета 2016 год округ прожил без потрясений.
А в нынешнем году благодаря ранее принятым управленческим решениям и более высоким ценам на нефть бюджет восстановился к уровню 2015 года. Скажем, по итогам 9 месяцев доходы региона выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 5,3 млрд рублей, или на 40%. А, самое главное, поступ-ления в бюджет вновь стали ритмичными и прогнозируемыми. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
В заключении Fitch отмечается, что агентство готово рассмотреть возможность повышения рейтингов НАО. Для этого необходимо снижение дефицита окружного бюджета до 10% доходов в сочетании с разумным размером госдолга.
– Наши соседи – Ямало-Ненецкий автономный округ – в середине октября разместили на 1 млрд рублей так называемые народные облигации, то есть ориентированные на физических лиц. Пойдет ли по этому пути и НАО?
– По этому пути идут не только наши ямальские соседи, но и Минфин. Начиная с апреля, он выпустил уже три выпуска облигаций федерального займа для населения, и спрос на этот инструмент велик.
Что касается ЯНАО, то мы с большим интересом следим за опытом соседей. Банки досрочно прекратили прием заявок на «народные» ямальские облигации из-за полуторакратного превышения спроса над предложением. А доходность по этим бумагам составляет 9,25% годовых, причем она зафиксирована на 5 лет. Такую доходность, да еще и на пятилетний срок, сейчас не рискнет предложить ни один банк.
Поэтому, выводя на рынок такой инструмент, власти, как федеральные, так и региональные, решают сразу несколько задач. Это и покрытие дефицита бюджета, и предоставление физическим лицам альтернативы банковскому вкладу, и защита сбережений граждан от инфляции, и повышение финансовой грамотности населения. Кроме того, уровень спроса на такие бумаги – это своего рода плебисцит доверия власти со стороны людей.
Я не исключаю, что в среднесрочной перспективе Ненецкий округ также выпустит «народные» облигации. Но всему свое время. Тот же Ямал имеет многолетний опыт эмиссии биржевых облигаций и только теперь, опираясь на этот опыт, выпустил «народные» бумаги. Мы же пока только в начале этого пути.

 

Справка «НВ»
Само слово «облигация» происходит от латинского obligatio, что переводится как «обязательство». В России государственные облигации появились во времена Екатерины II. Она в 1783 году завоевала Крым, и после русско-турецкой войны за полуостров наша страна оказалась в долгах и должна была рассчитываться с кредиторами, которые снабжали армию. Английские и немецкие банки пошли навстречу Екатерине II, тогда и появились на свет первые российские ценные бумаги. Активно рынок облигаций в России начал развиваться уже после отмены крепостного права.
Современные государственные облигации эмитируются для покрытия дефицита бюджета или рефинансирования госдолга. Также выпускаются инфраструктурные облигации для привлечения инвестиций в крупные проекты. Таким путем, например, идет Санкт-Петербург.
Ценные бумаги регионов принято называть субфедеральными облигациями, муниципалитетов – муниципальными. На рынке субфедеральных и муниципальных ценных бумаг на середину 2017 года были представлены 116 выпусков 45 эмитентов, в том числе 12 выпусков пяти муниципалитетов. Максимальную долю рынка по объему в обращении – около 12% – занимают облигации Красноярского края. Далее следуют Самарская область и Москва.
В первом полугодии на первичном рынке субфедеральных и муниципальных облигаций общий объем размещения составил 41,5 млрд рублей, что на 61,2% превысило показатель аналогичного периода 2016 года.
Агентство Cbonds оценивает потенциальный объем рынка субфедеральных и муниципальных облигаций в 2017 году в 300 млрд рублей, или вдвое выше объема 2016 года. В октябре свои облигации, кроме ЯНАО, разместили Свердловская и Нижегородская области, Республика Карелия и Красноярский край. В ноябре, помимо Ненецкого округа, ценные бумаги на Московской бирже намерена разместить Томская область.