Вы здесь

«Народу есть что защищать и есть чем защищать», – писала «Няръяна вындер» в первые дни войны.

История на страницах «Няръяна вындер» – эта рубрика посвящена сразу двум юбилеям будущего года – 90-летию Ненецкого округа и нашей газеты.

А так как в архиве редакции сохранились не все номера первых лет жизни «Няръянки», восстанавливать эти далёкие страницы нам помогают общественные корреспонденты – кандидат исторических наук Марина Коловангина и автор работ по истории и источниковедению России и зарубежных стран, генеалогии, археографии, региональной истории и историческому краеведению, устной истории Ольга Тюренкова.
Работая с подшивкой нашей газеты в Российской государственной библиотеке в Москве, Ольга Тюренкова восстановила ещё одну важную страницу нашего прошлого.
«Няръяна вындер» начала 40-х очень изменилась по сравнению с 30 годами: исчез бодрый энтузиазм, стало гораздо меньше литературной прозы и стихов. В каждом номере печатались полученные по телефону материалы ТАСС, передовые статьи из газеты «Правда». Короткие новости из различных уголков СССР позволяли читателю чувствовать себя в гуще жизни большой страны. Материалы на ненецком языке публиковались по-прежнему регулярно, но объём их сократился. Рубрика «За рубежом» ежедневно рассказывала о ситуации в разных странах мира и об обстановке на фронтах Второй мировой. Война приближалась.
Воскресный номер газеты от 22 июня 1941 года был посвящён обычным мирным темам: строительство оседлой базы колхоза им. Выучейского, ремонт Тельвисочной школы, досрочное выполнение колхозами округа полугодового плана поставки масла, профсоюзно-комсомольский кросс на сдачу норм ГТО, проблемы в работе сельпо, организация киносеансов на рыболовецких участках, необходимость буфета при городской бане – всё то, что волновало жителей округа. В этом нет ничего удивительного – газета была свёрстана и отпечатана заранее, в ночь, когда случилось вероломное нападение Германии на Советский Союз. Но в далёком северном городе о начале войны станет известно только днём, когда выступит по радио заместитель председателя СНК СССР и нарком иностранных дел В. М. Молотов. А пока что подписчики читали свежий номер «Няръянки».
Одной из важнейших новостей для Ненецкого округа в эту предвоенную неделю стала телеграмма из Наркомпроса, полученная директором Ненецкого педучилища 19 июня. В телеграмме сообщалось, что Совет Народных Комиссаров СССР постановил в виде исключения сохранить бесплатное обучение в Ненецком педучилище. Дело в том, что осенью 1940 года в СССР была введена плата за обучение в старших классах школ, техникумах и профессиональных училищах, в вузах также изменялся порядок назначения стипендий. Для всех городов (кроме столиц) и сельских населённых пунктов назначалась плата 150 рублей в год за обучение в 8, 9 и 10-х классах, техникумах и училищах (в столичных городах и Ленинграде 200 рублей). В Ненецком округе, где большинство населения было сельским, далеко не каждая семья могла оплатить обучение своих детей – колхозники, как известно, работали за трудодни, денежной оплаты за их труд им не полагалось. Да и работники различных предприятий не имели лишних денег. Так что бесплатное обучение в педучилище для большей части молодёжи было единственной возможностью продолжить образование и получить престижную профессию учителя.
Об учёбе и радостях студенческой жизни писал сотрудник педучилища Парменов в статье «Ненецкому округу – свои национальные кадры». Он рассказал о ежедневной заботе партии и правительства «в деле подготовки национальных кадров». Выдержавшие вступительные испытания и принятые в училище обеспечивались общежитием, постельным бельём и стипендией в размере 150 рублей в месяц. В первую очередь принимались ненцы, во вторую – коми, в третью – русские. Учителями в ненецких школах должны были стать люди, хорошо знающие «местную обстановку, ненецкий язык и быт ненецкого народа. Это политическая задача, важность и значение которой должны школьные и партийные работники разъяснять на местах и рассеять страх перед трудностями приёмных испытаний у желающих учиться». Объявление о приёме заявлений в Ненецкое педагогическое училище было напечатано на четвёртой полосе.
Ленинградский НИИ полярного земледелия и животноводства готовил экспедицию в Ненецкий округ. На Нарьян-Марской опытной оленеводческой станции участники экспедиции, ветеринарные врачи – зав. отделом животноводства института Горбунов, аспирант Триленко и ассистент Грибановский – собирались изучать некробациллёз (копытную болезнь оленей), делать прививки животным и проводить опыты по искусственному осеменению оленей. По результатам работы экспедиции предполагалось разработать 15-летний план развития животноводства на Печоре.
Городской театр 22 июня, как обычно, давал два спектакля: один в здании гортеатра, другой в клубе Лесозавода. По воскресеньям каждое представление шло дважды, днём и вечером. В афише 22 июня стояли «Анна Лучинина» и «Бедность не порок», 23 июня пьеса «Мария Тюдор». Кинотеатр «Арктика» показывал в эти дни звуковой художественный фильм «Истребители».
Военное положение в Архангельской области и, соответственно, в Ненецком округе, было введено уже 22 июня. Тогда же была объявлена мобилизация. Начиная с 23 числа, газета ежедневно публикует правительственные документы, касающиеся военного положения, сводки Совинформбюро, выступления членов правительства и иностранных политиков.
В первые дни войны в городе и на всех предприятиях округа состоялись митинги в поддержку советского правительства, Красной армии, авиации и флота. Выступавшие не сомневались в победе, нередко прямо на митингах записывались в добровольцы. И это были искренние, не наигранные речи. Конечно, современному читателю формулировки того времени могут показаться слишком пафосными, но, если представить себя в той ситуации, когда ещё вчера шла мирная, размеренная планами жизнь, а сегодня люди гибнут под бомбёжками, введено военное положение и объявлена всеобщая мобилизация, этот пафос выглядит естественным проявлением чувств.
«Наша задача – хорошо подготовиться к очередному призыву в ряды РККА, иметь по 3-4 оборонных значка, чтобы осенью с честью встать в ряды РККА» – написали в газету призывники И. С. Чупров и Н. А. Шушков.
«Я подпадаю под мобилизацию, иду на фронт с гордой уверенностью, что мы сметём врага с советской земли. Я обращаюсь с призывом к остающимся товарищам: заменить нас, честно работать, охранять социалистическое хозяйство и мирный труд наших граждан… Обязуюсь честно служить в рядах РККА, не щадя жизни» – сказал машинист Докучаев на митинге, состоявшемся на угольном причале. Его поддержал рабочий Баранов: «Я также иду в числе первых на фронт, пройдя в мирной обстановке военную подготовку. Считаю себя вполне подготовленным, чтобы бить врага по всем правилам военного искусства. Я в свою очередь обращаюсь к остающимся товарищам с просьбой обеспечить охрану социалистической собственности, повысить производительность труда и тем самым дать возможность Красной армии закончить войну победой».
Собрание работников Нарьян-Марского гортеатра «просит окружной военный комиссариат считать весь коллектив теат-ра мобилизованным на весь период военного времени и направить в действующую Красную армию».
Выступавшие на митинге в посёлке Хоседа-Хард орденоносец Хатанзейский, зав. районо Серов, работник нарсуда Свешников, медработница Трунева обратились с просьбой о зачислении их в ряды РККА.
Колхозники артели им. Кирова из деревни Ёкуша единодушно решили в любой момент вступить в ряды РККА, а также внести досрочно сумму подписки за заём третьей сталинской пятилетки, чтобы укрепить этим ещё больше обороноспособность страны. Эту же идею – досрочно погасить заём – высказали на своем митинге и работники колхоза «Северная звезда», колхоза им. Смидовича, других колхозов и артелей.
На митинге учителей, учащихся и сотрудников школ выступила сотрудница НСШ Охримович, сын которой подал заявление о досрочном зачислении в Красную армию, и школьник Михайлов – от имени своих товарищей, решивших идти в армию досрочно.
Работники флота Печорской МРС и Печорского порта, моряки торгового флота в любую минуту готовы были встать в ряды военных моряков. Заменить уходящих на фронт и помочь выполнить производственный план решили на своём митинге домашние хозяйки Печорского порта.
Рабочие лесозавода, учащиеся и сотрудники Нарьян-Марской школы медсестёр, медработники больницы водников, сторожевая охрана артели инвалидов, колхозники, школьники и призывники – все готовы были вступить в борьбу с вероломным врагом. Каждый был твёрдо уверен в победе.

Ольга Тюренкова,
общественный корреспондент «Няръяна вындер»