Вы здесь

Очень трудная работа у гражданского пилота!

– Самое приятное для меня – лететь над морем в хорошую погоду. Солнце светит, а ты летишь и любуешься на здоровенных моржей, считаешь белых медведей, которые сидят на льдинах. От такой необыкновенной красоты дух захватывает! – делится своими размышлениями командир вертолета Ми-8 Нарьян-Марского объединенного авиаотряда Николай Булыгин.

Познакомиться с ним мне посчастливилось в преддверии профессионального праздника. Вот уже почти сорок лет Николай Борисович трудится в гражданской авиации. За 16 тысяч часов, проведенных в небе, всякое бывало. Но ни на минуту он не пожалел, что стал летчиком. Если можно было бы время повернуть вспять, сделал бы все так же точь-в-точь.

– Деревенский я. Родился в деревушке Верхняя Уфтюга, неподалеку от Котласа, – начинает разговор мой собеседник.

Детство Коля проводил с бабушкой, родителями и младшим братом. Отец заготовлял лес, мама работала зоотехником в сов-хозе. Жили небогато – выручали куры, овцы и корова Маша.

– У нас с братом дел был целый ворох: воды принести, дров нарубить, сена заготовить, в коровнике убрать. Не ленились, а как взрослые трудились, – продолжает Николай Борисович и признается, что часто вспоминает свою добрую, мудрую бабушку Катю. Она во внуках души не чаяла, но особенно не баловала. Некогда было.

– Мы шебутные были, непослушные, бабушка все боялась, как бы мы чего не натворили. Когда ей надо было из дому отлучиться, привязывала нас – одного к одной ножке кровати, другого – ко второй, – усмехнувшись, вспоминает Николай Булыгин и смеется вместе со мной.

Чтобы добраться до школы приходилось идти пешком три километра через речку, во время весенней распуты ребятишки оставались ночевать в интернате, поэтому Коля и его деревенские товарищи рано повзрослели и стали самостоятельными.

Еще совсем мальчишкой он любил встречать самолеты: рейсовые Як-12 и Ан-2, что прибывали в деревню из Котласа. А однажды прилетел вертолет, и летчики разрешили ему ненадолго забраться в кабину. Коля от восторга разве что не заплясал. И тогда уже для себя решил: буду пилотом.

Родители не возражали. В Кременчугское летное училище 17-летний Николай поступил с первого раза.

Здравствуй, город Нарьян-Мар

Он мог никогда не оказаться в Нарьян-Маре – по распределению предлагали сначала Котлас, поближе к дому, к родителям. Но Николай Булыгин не из тех, кто ищет легких путей, ему захотелось покорить Север.

– Впервые в Нарьян-Мар я прилетел в октябре 1978-го. Стояли сильные морозы – под минус 30, но меня они не испугали, наоборот, я быстро освоился в общежитии и сразу привык к местному климату, – вспоминает Николай Борисович.

Он рассказывает, что как только получил летную форму на складе и надел ее, сразу почувствовал на себе восхищенные женские взгляды.

– Это сейчас престиж профессии растеряли, а раньше летчики в цене были, – рассмеявшись, продолжает командир вертолета. – Начало 80-х – это самые лучшие годы, работы было непочатый край.

А потом наступили 90-е, и зарплату летчикам платить практически перестали. Пилоты, бортмеханики, техники – многие стали уходить из профессии, ведь у каждого была семья, которую надо было кормить и обеспечивать. Как Николай Булыгин сумел пережить это время? Спасали рыбалка, охота и любовь к земледелию, которую родители и бабушка привили еще в детстве. Они и сегодня вместе с женой любят возиться на огороде, выращивают картошку, морковку, редиску, лук, клубнику.

Пользуясь случаем, с особой благодарностью Николай Борисович вспоминает своих первых командиров, своих мудрых наставников: Виктора Иосифовича Степанова, Владимира Михайловича Злобина, Михаила Ивановича Назаренко. К сожалению, их нет уже на этом свете. В двадцать с небольшим лет Николай Булыгин и сам стал командиром. В летном отряде он теперь старейшина, а на смену его бывшим вторым пилотам пришли уже их сыновья.

– Из действующих пилотов в авиаотряде один я остался, кто работал на Ми-4. Сегодня мы летаем как в хорошем корабле: тепло и уютно, зимой – в одной рубашке. А раньше вообще не раздевались, такая была холодина, стекла замерзали, – усмехнувшись, рассказывает мой собеседник.

Летать – это счастье

Разумеется, что за несколько десятков лет работы пилотом Булыгин побывал во всех уголках нашего округа. Как признается сам Николай Борисович, друзья у него есть в каждой деревне:

– Люблю бывать в Харуте, Каратайке, Нижней Пеше. Народ там спокойный и приветливый, всегда приютят, если придется переночевать. На Севере вообще люди простые и открытые.

Все стараются друг другу помогать. Это дорогого стоит, ведь в жизни всякое случается.

Увы, человек не может быть всемогущим. Порой ничего нельзя сделать, предпринять, чтобы не случилось беды. Все помнят страшную авиакатастрофу, произошедшую 11 октября 1997 года в аэропорту Нарьян-Мара, когда столкнулись Ми-8 и Ан-12. Командиром экипажа вертолета в тот роковой день был Николай Булыгин.

– Мы выполняли санрейс для эвакуации больных из села Нижняя Пеша и деревни Волоковая в Нарьян-Мар. Когда уже заруливали на стоянку, на полосе прямо в нас врезался военный Ан-12, котрый шел на посадку. Удар пришелся на центральную часть вертолета, на салон с пассажирами. Уже потом расследование установит, что причиной катастрофы послужила несогласованность действий экипажа Ан-12 и диспетчеров.

Никакие судебные процессы, разбирательства не вернут людей. Восемь человек, что находились на борту вертолета, погибли. Члены экипажа – командир, второй пилот и бортмеханик спаслись чудом.

Ничто не проходит бесследно. Не прошло и года после катастрофы, как ушел из жизни второй пилот.

Надо ли говорить, насколько серьезно переживал случившееся Николай Борисович? Он заметно поседел, долго лечился после полученных травм, проходил реабилитацию. Но, несмотря ни на что, вернуться на работу хотелось. Ведь на тот момент ему не было еще и сорока лет. И он вернулся! Сильный, мужественный, немногословный, благодаря поддержке семьи, друзей, коллег он снова стал летать.

– В небе я себя чувствую лучше. Порой неделю не полетаешь, и уже не по себе, как будто чего-то не хватает, – задумчиво глядя в окно, признается он.

У Николая Булыгина два увлечения, две страсти – рыбалка и охота. Ему нравится проводить время на природе, ходить пешком. Когда выдается возможность, он обязательно спешит к себе на родину, навестить родительский дом.

Николай Борисович – отличный семьянин, у него четверо детей и четверо внуков. Супруга, Ольга Яковлевна, по профессии метеоролог, сейчас на заслуженном отдыхе. Старший сын работает в оленеводстве, старшая дочь – многодетная мама, живет в Москве, младшая Инна учится на первом курсе столичного университета. А сын Виталий пошел по папиным стопам. Можно сказать, осуществил его мечту – он тоже вертолетчик, летает вторым пилотом. Они никогда не работают в одном экипаже – родственникам не положено, но Николай Борисович гордится сыном. Ведь летать – это счастье!