Вы здесь

Хобби длиною в жизнь

Расписная шаль – памятный подарок / фото автора

Хормейстер Надежда Красильникова рассказала, как в Неси сохраняют поморскую культуру

Путешествуя по сёлам НАО, всегда заглядываю в центр притяжения любого муниципалитета – Дом культуры.

Их визитной карточкой, как правило, является песенный или танцевальный коллектив, сохраняющий аутентичную культуру первых переселенцев на Север.

В Неси по рекомендации жителей я встретилась с руководителем хора «Ивановы дочки» и ради фотокарточки попросила Нину Григорьевну укутаться в расписную шаль. Это памятный подарок Риммы Васильевны Костиной, она вручила его Надежде на юбилейном фестивале «Я люблю тебя жизнь!».

– Родилась и живу в Неси. Выучилась на воспитателя детского сада в архангельском педагогическом училище, – начала свой рассказ Надежда Григорьевна. – В программу обучения входили и занятия по специализации музыкального руководителя дошкольных учреждений. Штатных единиц тогда в детских садах не было, поэтому музыкальному руководителю выделялось лишь полставки. Сегодня выпускники получают сертификат о прохождении дополнительных курсов, а раньше выдавали рекомендательные письма.

 

Где родилась, там и пригодилась

После выпуска Надежда Красильникова по распределению отправилась в Каратайку, где проработала год. Там она трудилась в детском саду, а в школе вела уроки пения. Затем вернулась в Несь.

– В родном селе также работала воспитателем, в том числе и музыкальным руководителем. Обучала дошколят более 22 лет, – отметила моя собеседница.

При этом всегда успевала на общественных началах заниматься в хоре Дома культуры. Он тогда не имел названия. В следующем году нынешний состав хора отметит 35-летие на сцене.

Когда прежний руководитель уехал из Неси, Надежда Красильникова возглавила ДК:

– Так я трудилась на два фронта. В 1993 году учреждение реорганизовали в Дом народного творчества. Мне предложили стать его руководителем. Согласилась. В 2011 году полномочия передала Наталье Фёдоровне Латышевой, сама же вернулась на должность хормейстера нашего аутентичного коллектива.

 

Как корабль назовёшь…

Хор создан для сохранения северной певческой поморской культуры и часто участвует в мероприятиях школы и детского сада Неси. В 1996 году коллективу присвоено звание «Народный».

Как отметила Надежда Григорьевна, название «Ивановы дочки» появилось у хора совершенно случайно. На одном из окружных праздников в Коткино звучала песня с одноимённым названием: так и решили. Долгое время участники отшучивались, мол, назвали так, потому как село Несь небольшое, да и мужик всего один, и тот Иван.

На самом деле репертуар хора полностью соответствует названию. «Ивановы дочки» своим творчеством сохраняют песенное наследие поморов.

Однако вернёмся в тот день, когда родилось название. Тогда участницы хора впервые выступали на одной сцене с почитаемыми во всём округе Вячеславом и Майей Смирновыми.

– Я у них была на репетиции, наблюдала, в какой технике Майя занимается с коллективом, какие выбирает распевки для разминки связок. Почерпнула для себя много полезного, ведь Майя Петровна была специа-
листом высшего пилотажа. Тогда все хотели на её занятия попасть, – вспоминает Надежда. – Позже мы стали плотно общаться, заходили к ней в гости, когда приезжали в Нарьян-Мар. Майя могла моментально завладеть вниманием окружающих, когда входила в комнату или просто шла по улице. Вячеслав также человек большого таланта. Это была исключительно красивая пара, которая вызывала только восхищение.

Вспоминая культурную жизнь окружной столицы того времени, Надежда Григорьевна отметила, что гастроли сельских коллективов для творческого обмена проводились фактически на постоянной основе. Жизнь кипела, в регионе было много самодеятельных артистов. В округе создали даже свой духовой оркестр (сейчас его пытаются возродить во Дворце культуры «Арктика» под руководством Сергея Сватковского, приезжего специалиста), а по деревням часто гастролировал ансамбль «Северянна».

 

Фольклор – часть жизни

Надежда Григорьевна взялась за работу с хором в 80-х на общественных началах. Фольклор стал частью её жизни ещё в детстве. Творчество коллектива полюбилось жителям муниципалитетов.

В общей сложности этому увлечению Надежда Григорьевна посвятила 54 года, ведь даже в детском саду занятия музыкой и праздники выстраивала с уклоном на народное творчество:

– Мы выросли на этих песнях. В то время праздников было немного. Да и отмечать их просто некогда – с утра до вечера трудились в колхозе. А главными событиями были Рождество, Пасха и Троица. Новый год праздновала больше детвора, в семьях ему особого значения, как сейчас, не придавали. К другим же торжествам готовились всем селом.

Праздники отмечали на лугу, где сейчас находится аэродромная площадка. Тогда песни лились рекой, почти все мужики играли на гармошках. А по наигрышу отличали локальность фольклора поморов и его исполнителя.

– На святки во всех домах ждали Ирину Геннадьевну, она ходила по домам и пела тропари, в которых прославлялись святые. Все сельчане караулили её, ожидая своей очереди. Хотя детьми мы не понимали, что это за песни такие, потому что церковь на тот момент была закрыта, – рассказывает Надежда Красильникова, вспоминая уклад жизни своего детства.

Только по прошествии многих лет, когда в церковь приехал работать батюшка, в Неси вновь возродилась традиция церковного пения.

– Так что дома песня жила постоянно, хотя нотной грамоты никто не знал – запоминали исполнение с пелёнок. В компании получалось слитое многоголосие, которое завораживало любого. Поэтому к общественной работе в хоре применимо слово хобби. Хор – это продолжение того, чем нравилось и хотелось в свободное время заниматься, – считает хормейстер «Ивановых дочек».

 

Памятные встречи

Среди ярких событий в истории хора – встреча с Артуром Чилингаровым на одном из ежегодных празднеств в День оленя.

– Даже фотография есть. Ему очень понравились наши песни, особенно «Не выбирай красивую такую», он часто просил её повторить. Ещё вспоминается архангельский фестиваль «Жемчужина Севера», который в 1994 году прошёл в Нарьян-Маре. Тогда округ посетили гости из других регионов и даже стран. Это было незабываемое событие. А когда он проходил в Архангельске, приезжали даже из Африки. На фестивале тогда побывали и наши мастерицы. Они представили ненецких кукол на выставке. Иностранцы хотели их купить, но девчонки не согласились, – с улыбкой продолжила собеседница.

На последней «Жемчужине Севера» в 1998 году солистка «Ивановых дочек» Любовь Чурсанова стала победительницей. Официальный подарок, жемчужные бусы, ей дарила победительница предыдущего фестиваля Нина Усова – солистка хора четы Смирновых.

 

Хранительницы поморской говори

В программу выступлений участники «Ивановых дочек» включают поморскую говорю и театрализацию, чтобы познакомить потомков со старинным укладом жизни. Они стремятся сохранять северный фольклор в контексте своего времени. Возможно, это и помогло сохранить аутентичность северной культуры, ведь за последние годы технологический прогресс изменил уклад жизни на селе. Чтобы понять сохранённый в Неси культурный код северного фольклора, необходимо погружение в историю.

– Пели не ради выхода на сцену, а, например, чтобы облегчить труд. Ведь в сенокосную страду монотонно повторяешь одно и то же действие минуту за минутой целыми днями. Колыбельные песни были палочкой-выручалочкой матерей, а свадебные – часть важного в жизни людей обряда, перехода на новый этап жизни, – считает хранительница народного творчества.

Она подчеркнула, что певческая культура для русского человека – часть его быта, помогающая пережить трудности:

– Очень жаль, что в детстве не было возможности всё это записать, чтобы передать потомкам. Однажды приезжали специалисты по сбору фольклора из Санкт-Петербурга. Мы собирались, напевали под запись. Но копий у нас не осталось. В 1995 году побывала на межрегиональном семинаре по народному творчеству, где узнала, что северный фольклор самый аутентичный. То есть сохранился максимально близко к историческому истоку. В частности, это песни, речь и распевы. В других регионах присутствует большее смешение культур малых народов страны из-за транспортной доступности, которой нет на Севере.