Вы здесь

Импрессионизм глазами окружных школьников

Работа каждого конкурсанта была отмечена / Фото Татьяны Золотуевой

Шесть лауреатов конкурса «Юность художника» отправятся на весенние каникулы в Санкт-Петербург, чтобы погрузиться в профессию

В Нарьян-Маре вновь прошёл конкурс «Юность художников», организованный Выставочным залом Дворца культуры «Арктика».

Впервые он прошёл в прошлом году в рамках новой программы Дворца культуры «Арктика» по поддержке и выявлению творчески одарённых детей.

– Много лет идея подобного конкурса витала в воздухе и только в 2021 году нашла воплощение. В регионе проводится множество конкурсов художественного творчества среди школьников. Но хотелось бы ощутимого результата от этих мероприятий, а именно непосредственно поддержки талантливых и увлечённых детей. И это прямая обязанность Выставочного зала. Наша премиальная программа включает в себя профориентационную поездку в Санкт-Петербург. Там они не просто посещают музеи, выставочные залы и достопримечательности, а, наоборот, во время весенних каникул погружаются в профессию художника, – рассказала заведующая Выставочным залом Алёна Одегова.

 

Дать таланту дорогу

В этом году темой конкурса стало крупнейшее течение последней трети XIX – начала XX века – импрессионизм. Конкурсантам было предложено несколько вариантов написания работы. К первому – относится создание копии произведения известного художника либо попытка её переосмыслить на региональный мотив. Последний приём был очень популярен в кругах самих импрессионистов. Чаще всего за основу брались работы неоклассицистов либо академические сюжеты.

– Вторым вариантом мы предложили школьникам написать окружающий их мир в стиле импрессионизма. Для этого необходимо самостоятельно придумать сюжет будущей картины, а также полностью погрузиться в техники этого течения, чтобы использовать их на своём холсте, – продолжила Алёна Одегова. – Так что перед тем, как приступить к самой работе, всем участникам пришлось совместно с педагогами или самостоятельно погрузиться в историю, технику написания картин жанра, а также познакомиться с его главными представителями, – пояснила организатор художественного конкурса.

Оценивались работы обезличенно для более критичной отметки. Получив их, конкурсное жюри настояло на отдельной выставке начинающих художников. Как призналась заведующая Выставочным залом, это одна из лучших экспозиций детских работ, которые она когда-либо видела.

– Несмотря на несколько особо выделяющихся работ, все конкурсанты почти на одном уровне. Выбрать лучших было неимоверно сложно. Приходилось прибегать к долгому анализу техники и самой идеи, чётко разграничить работы: выполнение в жанре импрессионизма, экспрессионизма и постимпрессионизма. Хоть они созвучны и один жанр вытекает из другого, выбрать мы могли только шесть работ, а хотелось больше 15-ти. Поэтому подход к оценке работ был максимально строгий. Для этого были привлечены художники-теоретики, искусствоведы и профи, – отметила Алёна Одегова.

 

Переосмысление Великих

Сравнивая работы детей, представленные на конкурс в прошлом году и в нынешнем, она заметила, что фактически все начинающие художники совершили большой скачок в развитии мастерства.

Лауреатами стали все участники конкурса. В число призёров вошли Вероника Веснина, Анна Бороненко, Елизавета Голговская, Энкр Сосвикова, Дарья Коркина и Кристина Новожилова.

– Работа Вероники Весниной отличается от остальных своей техникой, в особенности это касается ярких рефлексов, присущих направлению. Даже непрофессиональным взглядом видна попытка дать характерные жанру широкие мазки и цветные тени. Всё это безусловно главные черты импрессионизма, и не могло быть не замечено членами жюри, – подчеркнула Алёна Одегова.

Анна Бороненко написала автопортрет в берете. Копия произведения Дега «Голубые танцовщицы» вышла из-под кисти Елизаветы Голговской. Дарья Коркина представила на конкурс переосмысление работы Пьера Огюста Ренуара «На качелях». Её творение сравнили с работами Эдуарда Мане. Он никогда не причислял себя к импрессионистам, но именно он стоит в ряду родоначальников этого жанра.

– Копию «Портрета актрисы Жанны Самари» Ренуара представила Энкр Сосвикова. Жюри отметило технику исполнения, ведь копировать шедевры искусства не так просто. Наверное многие, кто пытались сделать это для конкурса, пришли к подобному выводу. Один технически неправильно положенный мазок может испортить всю работу. Не то что повторить, а не загубить произведение великого художника – довольно сложная задача, – пояснила заведующая Выставочным залом.

Кристина Новожилова написала работу, напоминающую картину «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.

– При этом это не похоже на попытку копирования работы, а скорее на полное переосмысление сюжета. Её обрезанная фрагментарная композиция, выпускание перспективы также однозначно отправляет нас к течению импрессионистов. Моне почерпнул это в восточном изобразительном искусстве. Светотень и рефлексы – все отличительные черты жанра на месте. Это, действительно, очень сильная работа, – продолжила Алёна Одегова.

 

В ожидании весенних каникул

Все шесть картин победителей останутся в Выставочном зале, через несколько лет, к юбилею конкурса, они снова появятся на экспозиции.

На работы с собственным сюжетом нашлись покупатели – у ребят появились первые деньги, заработанные своим творчеством.

В рамках профориентационной поездки в Санкт-Петербург шестёрка победителей, помимо музеев, побывает в академии художеств. Там ребята заглянут на занятия к будущим профессиональным художникам, а также смогут воочию увидеть тенденции современного искусства.

– Для них пройдут встречи с современными художниками. Зачастую дети погружаются в историю искусств, читая о художниках прошлого, а прошлое и настоящее разительно отличаются. Чтобы у ребёнка не сложилось идеализированное понятие о профессии, в неё нужно погрузить и показать со всех сторон. Поэтому такие встречи просто необходимы. Конечно, мы выбираем определённое направление изобразительного искусства, даём полную теоретическую базу, подкрепляя её демонстрационной, – заключила Алёна Одегова.

Поездка запланирована на весенние каникулы 2022–2023 учебного года.