Вы здесь

Трудная дорога на Север

Свыше трехсот экспертов из пяти приарктических стран приняли участие в международном инвестиционном арктическом саммите «Северный морской путь. Инфраструктура. Транспортно-коммуникационная система региона».

Минувший 2013 год стал по-настоящему знаковым для Северного широтного хода, как именуется он среди профессиональных лоцманов. Впервые летняя навигация была проведена по новым правилам. Впервые была осуществ-лена коммерческая проводка российским ледоколом китайского торгового судна. И впервые объем перевезенных транзитных грузов достиг уровня 3,9 млн тонн.

Клиент выбирает путь через Арктику

– Северный морской путь почти на 2 400 тысяч морских миль короче маршрута через Суэцкий канал по пути из Европы в Азию, и потому он не может не вызывать интерес у крупных судовладельцев, – заявил в ходе открытия саммита президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук Валерий Митько.

Пока, конечно, по мнению экспертов, нельзя еще говорить о серьезной конкуренции с альтернативной южной трассой. В прошлом году через Суэцкий канал было перевезено судами 900 млн тонн транзитных грузов и осуществлено 18 тысяч судопроходов. Вместе с тем, как оптимистично отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, судопроход через Египет уже загружен на все 100%, а значит, все больше грузовладельцев будут обращать свое внимание на дорогу в Арктике.

Первыми же, как всегда, оказались китайцы. В августе 2013 года Китай с помощью ледоколов российского «Атомфлота» начал осваивать Северный морской путь (СМП). Сухогруз Yong Sheng, принадлежащий китайской государственной компании COSCO shipping, стал первым судном этого государства, которое воспользовалось СМП для доставки груза из порта Далянь в Роттердам. Транзитный переход, длившийся почти 7,5 суток, с помощью российского ледокола «Таймыр» завершился успешно.

Вячеслав Рукша сообщил участникам саммита, что китайское судно и его экипаж «достойно показали себя в наших суровых северных водах».

Сразу вслед за китайским судном, в соответствии с контрактом с Министерством океанов и рыболовства Южной Кореи, в сентябре прошлого года была осуществлена ледовая проводка корейского танкера Stena Polaris. Корейцы без сомнений доверили российским ледоколам провести ледовую проводку своего судна (с 75 тыс. тонн нафты на борту) в эту страну из порта Усть-Луга в Ленинградской области.

– Новые пилотные рейсы показали интерес многих стран к Северному морскому пути, – считает глава российского «Атомфлота». – В этой связи для нас очень важен проект с КНР, и сейчас он один из самых крупных. И мы на следующей неделе встречаемся с китайскими представителями для подписания договора уже на эту навигацию.

Всего в 2013 году, по словам начальника ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Александра Ольшевского, Россия одобрила транзитный проход по своим внутренним арктическим водам 372 судов, что почти в восемь раз превышает показатель 2012 года.

Курс на безопасность транзита

Такое дорогое удовольствие, как атомный ледокол, требует соответствующего грузопотока. И он будет, уверены и в Росморречфлоте, и в «Атомфлоте», располагающем сейчас «парком» в девять атомных ледоколов, пять из которых находятся в режиме постоянной эксплуатации. И бесспорно важнейшим в этой связи является проект «Ямал-СПГ», направленный на строительство на соседнем с НАО полуострове крупнейшего в стране завода по производству сжиженного газа.

Именно благодаря этому проекту, с которым связано сейчас очень многое, впервые за многие годы навигация по Севморпути идет с ноября прошлого года в круглогодичном режиме. Атомоходы ведут ледокольное сопровождение судов со снабженческими грузами для большой заполярной стройки. Напомним, что в рамках этого проекта ведется строительство крупнейшего в Заполярье морского порта Сабетта и запланировано создание специализированного флота из 16 арктических танкеров-газовозов.

– Проект «Ямал-СПГ» очень важен для развития Севморпути, поскольку он позволит развить абсолютно новую инфраструктуру, которая, не сомневаюсь, даст толчок следующим проектам на Ямале, – считает Вячеслав Рукша. – Скоростной режим составит около 10-12 узлов, потому что это товар – дорогой, и доставить его надо быстро.

На стадии подписания с «Газпромнефтью» находится сейчас и проект по ледокольному сопровождению судов и танкеров с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале. Здесь «цена вопроса» – 5 млн тонн сырой нефти в год, начиная с 2016 года, то есть с момента начала промышленной добычи.

Председатель совета директоров консорциума «ЭнергоКоминтех» Игорь Орлов, в свою очередь, считает, что развитию СМП даст сильный толчок и проект по строительству порта в Индиге. По его мнению, этому порту в перспективе суждено стать важнейшим торгово-перевалочным пунктом на СМП.

Безопасность Северного морского пути: о ней в ходе саммита говорилось немало. Как сообщил Александр Ольшевский, в июле 2012 года был принят федеральный закон в части регулирования торгового плавания акватории СМП.

– С принятием этого закона созданы условия для централизованного государственного управления плаванием судов по Севморпути, обеспечивающим предоставление равного доступа в эту акваторию всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

Законом введен разрешительный порядок плавания в акватории Севморпути на недискриминационной для всех судов основе. И отныне все критерии по безопасности достаточно жестко регламентированы.

Начиная с 1983 года, на СМП не зафиксировано ни одного случая гибели судна. Но печальные эпизоды все-таки были. Так, в сентябре прошлого года танкер «Нордвик» не стал дожидаться российского ледокола и ушел в «поход» по Карскому морю самостоятельно. В результате получил ледовую пробоину с левого борта, была организована спасательная операция. К счастью, 5 тыс. тонн дизельного топлива не вылилось в море, оно было срочно перегружено на другой танкер, который подвели к терпящему бедствие судну российские ледоколы.

– Капитан «Нордвика» отнесся пренебрежительно к нашим требованиям, нарушил их, и судно попало в аварию, – рассказал Александр Ольшевский. – В результате отвлеклись наши ледоколы, а в это время другие суда ждали ледокольной проводки.

Также в сентябре, в самый разгар северной ледовой навигации, ледоколам «Атомфлота» пришлось еще раз «отвлекаться» для оказания помощи. На этот раз дизельный ледокол «Адмирал Макаров» был срочно направлен к месту бедствия французского катамарана Babouchka, потерпевшего бедствие в Северном Ледовитом океане в 458 милях от Северного полюса.

– Нам пришлось оторвать ледокол от работ на срок больше недели, он поднялся до 82-го градуса и забрал катамаран с двумя французами, которые намеревались на таком неприспособленном судне плыть из Аляски через Северный полюс до Исландии, – рассказывает Ольшевский. – Ну вот, на 82-м градусе их плавание и закончилось, туристов благополучно доставили в порт Певек. Тем не менее, мы считаем: арктическая летняя навигация в минувшем году была успешно проведена.

С 2013 года на Севморпути впервые были размещены аварийные партии для того, чтобы у ледокола, возглавляющего караван, была возможность непосредственно оказать помощь и ликвидировать разлив нефти, или предотвратить какую-нибудь аварийную ситуацию. Аварийные партии оснащены необходимым оборудованием, как водолазным, так и для ликвидации разливов нефти. Севморпуть требует ответственности и очень требовательного подхода ко всем участникам ледокольного сопровождения.

– Опыт арктических навигаций последних лет показал, что для развития судоходства по этим трассам необходимо совершенствование правовых норм, которые регулировали бы плавание в это акватории, – сказал в заключение глава администрации Севморпути.

Северный морской путь в соответствии с законодательством РФ является национальной транспортной магистралью. Одна из основных задач – жизнеобеспечение районов Крайнего Севера и Арктики. Согласно международному морскому кодексу СМП предоставлен ранг межконтинентального транзитного коридора в системе международных транспортных коридоров Восток – Запад. Протяженность Севморпути от Карских ворот до бухты Провидения 5600 км, или 3025 морских миль.

Фото с сайта www.maritime.bg