Несмотря на сравнительно молодой возраст, председатель горсовета Усинска Николай Кулябов в депутатском деле знает толк. Он уже 12 лет как депутат и одновременно является руководителем Усинского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
К нам, в Нарьян-Мар, Николай Кулябов пожаловал не в образе чиновника, не в солидном костюме с модным галстуком, а в военной форме.
Дело в том, что Николай Юрьевич - участник боевых действий в Нагорном Карабахе. На ветеранский слет воинов-интернационалистов в столицу Ненецкого округа он приехал в числе участников автопробега «Братство без границ».
- Николай Юрьевич, автопробеги - это добрая традиция?
- Совершенно верно! По зимнику со знаменами и флагами мы ездим и по усинским селам, и вот к вам приехали, в Нарьян-Мар. Все наши ребята воевали в горячих точках в разные годы, а сейчас нас объединяют военные песни, через них можно раскрыть душу, донести свою боль.
- То есть, «Боевое братство» в Усинске развернуло деятельность по-боевому?
- У нас есть Союз ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн «Боевое братство», к нам также относятся ветераны МВД, казачья станица «Усинская» - и мы все держимся вместе. Цели и задачи у нас одни - это патриотическое воспитание молодежи, оказание поддержки семьям погибших, инвалидам и ветеранам боевых действий.
- Вы тоже воевали?
- Да, в Нагорном Карабахе. В 1989-1991 годах. Это была первая горячая точка после Афгана, про которую мало что пишут.
- Не обидно, что «мало что пишут»?
- Обидно за пацанов, которые там погибли, выполняя свой воинский долг. А Афганскую и Чеченскую войны я не могу и не имею права сравнивать с другими, потому что по длительности и по потерям эти войны - масштабные и глобальные.
- Для вас лично война сколько продолжалась?
- Я полтора года служил, был призван солдатом-срочником.
- То есть, на войне, получается, оказались случайно?
- Почему случайно? Я шесть рапортов написал, чтобы меня направили в горячую точку... Я принял для себя это решение, когда мой старший брат вернулся с Афганской войны с сильнейшей контузией, сейчас он на инвалидности. Тем более, что меня после прихода брата окружали его товарищи-афганцы.
- Как сложилась судьба брата?
- Песню «Статистика» слышали? Там поется: «Кто-то на иглу, кто-то на стакан, кто-то разошелся с семьей...». Так вот, он один из тех, у кого жизнь не очень сложилась. Разошелся с семьей, сейчас на инвалидности, но... держится все равно! Есть ребята, которые до сих пор не могут прийти с войны. Он вернулся, но с опозданием.
- Насколько болезненным было ваше возвращение в мирную жизнь? Каким образом вы добились серьезных успехов в карьере?
- А всем назло (смеется)! Я же десантник, старшина воздушно-десантных войск, а девиз наш: «Никто, кроме нас!» Если серь-езно, то дело в том, что часто приходилось сталкиваться с непониманием. И еще: когда брат свое отвоевал, и когда я вернулся из горячей точки, нам так и говорили открыто: «А мы вас туда не посылали...»
- Это чиновники говорили?
- Чиновники, и не только. Даже в больнице. Когда за социальной помощью обращались. И на работу многих не брали, мотивировали так: «Если из горячей точки, значит «крыша едет». Но не может прийти с вой-ны человек, не опаленный этой войной! Он не становится ненормальным, просто мировоззрение у него совсем другое. Он видит, где ложь, а где правда, и болезненно воспринимает несправедливость.
- Что вы имеете в виду?
- В Усинске мы ежегодно в феврале проводим для школьников «уроки мужества», и я всегда задаю им вопрос: а что такое мужество? Разные ответы есть: спасти друга, подставить плечо... Я тоже долго думал об этом и понял, что в каждом возрасте мужество воспринимается по-своему. В детском саду мужество - это, совершив нехороший поступок, честно рассказать родителям. В школе - это получить двойку и признаться, или сказать девушке о любви - это тоже мужественно. В армии - это честь, достоинство, долг, спасение друга. А на гражданке мужество для меня это - остаться человеком...
- Давайте вернемся к годам вашей службы. Вас с войны кто-нибудь ждал - девушка, жена?
- Меня ждали шесть девушек! Но я всем сказал «нет». Хотя они письма посылали до самого дембеля. А свою судьбу я встретил уже после службы. Не знаю, где бы я мог очутиться, если бы не она! В жизни было всякое. У меня замечательная жена и двое детей. Старший сын играет в хоккей, если не получится с институтом, пойдет в ВДВ служить! И он этого не боится нисколько. А дочка учится в кадетском классе.
- Чего сегодня вам не хватает в жизни?
- У меня все есть - жена, дети, друзья, работа. Я считаю, что я счастлив!