Вы здесь

Синдром отличника или кому нужны пятерки?

Начиная с философов древности, человечество спорит о том, что такое знания. И всегда ли это хорошие оценки? С малых лет учителя и родители твердят нам о том, что надо учиться на «пятерки». Но ни в одном резюме не встречается графа «успеваемость», зато во всех, без исключения имеется пункт «опыт работы». Многие привыкли считать, что отличная учеба – залог будущей высокооплачиваемой профессии. Так ли это на самом деле?

Анастасия Смирнова, заместитель по воспитательной и методической работе детского сада «Семицветик»:

– Отметка не всегда является показателем знаний ребенка. Отметка субъективна. Иногда ученик, получивший «четверку», знает намного больше, чем отличник. Это может быть связано с тем, как педагог относится к нему (социальный статус, поведение ребенка) или каким путем ребенок получил отметку: он просто вызубрил урок, не понимая сути, или разобрался и все понял.

Не всегда отличники оказываются успешными, многим из них, выйдя за пределы школы, трудно адаптироваться к условиям реальной жизни. А так называемый «троечник» привык к борьбе, привык преодолевать трудности. Но отметки в школах не будут отменены, им не придумана замена, и определять уровень и качество выполнения работы мы можем только с помощью цифр. Однако существует еще масса способов, как оценить способности человека и его возможности. Это может быть психологический климат, творческий настрой на работу. В любом случае, воспитывая и обучая, педагог должен не «вешать ярлыки», а дать возможность понять, что самое главное в человеке его человеческие качества: доброта, внимание к окружающим, чуткость. Надо быть Человеком!


Светлана Артеева, журналист, молодая мама:

– Сегодня очень часто можно услышать от людей – школьные знания мне совсем не пригодились во взрослой жизни. И зачем только детей заставляют все это учить? А особо старательные пишут статусы «ВКонтакте» о том, что все отличники – несчастные люди, которые не могут найти себя, а те кто в школе был троечником – добились больших успехов. Но это не совсем правильно. Это скорее исключение, чем правило. В жизни гораздо больше обратных примеров. Дети, которые в школе стремились к получению новых знаний, быстро и легко усваивали предметы – так же легко адаптируются к реалиям современной жизни. Могут самостоятельно принимать решения и достигать новых высот в выбранной профессии.

Те же, кто в школе не отличался рвением и желанием быть лучше, знать больше – и во взрослой жизни довольствуется посредственной работой со скромным заработком. А миф о неуспешности бывших отличников порожден частными случаями, когда дети страдают от завышенных требований родителей-перфекционистов. Но, по-моему, это уже проблемы воспитания, а не образования. Моя мама всегда заставляла меня учить предметы на «отлично», но не делала трагедий, если я получала четверки. Поэтому учеба не превращалась для меня в каторгу. И свою дочку я буду воспитывать так же – чтобы она сама стремилась к получению новых знаний, но не боялась неудач.

Ведь популярная сегодня мысль, о том, что школьные знания не нужны во взрослой жизни – абсолютная ложь. Во многом благодаря этим знаниям ребенок превращается в самостоятельную, разносторонне развитую личность, и дальше уже сам решает, какая из сфер науки или деятельности ему более близка, и чем он хочет заниматься во взрослой жизни.


Юрий Шахов, юрист:

– Отметки не всегда отражают действительные знания учащегося, поэтому хорошие оценки, на мой взгляд, не основной показатель. Часто бывает так, что троечник гораздо успешнее отличника. Нужно прежде всего обращать внимание на качества характера человека.

Важно, каким образом человек применяет эти знания и каким образом его знания отражаются на жизни общества, ведь воспитав человека интеллектуально, но не воспитав его нравственно, можно вырастить угрозу для общества. Хорошие оценки – не обязательно будущая высокооплачиваемая работа. Смотря у кого какие цели. Если же цель – получение высокооплачиваемой работы, то ее, конечно же, можно достичь и без хороших оценок в школе или институте.

У меня есть знакомые, которые, не имея высшего образования и высокой успеваемости, имеют высокий доход. И уж конечно, не «красный диплом» делает человека успешным, а любовь к труду, занятие любимым делом, развитие в русле своего предназначения. Для мужчины важен надежный семейный тыл, который поможет ему создать жена, а для женщины успешность выражается, прежде всего, в реализации себя как жены, матери и берегини семейной жизни.


Марина Коловангина, историк, краевед, педагог:

– Интересный вопрос, заставляющий задуматься. Во-первых, знания – информация об окружающем мире, которую мы получаем с момента рождения и пополняем всю жизнь. В школе на уроках дети получают систематизированные знания в различных областях естествознания и обществознания. Конечно же, знания, измеряемые оценкой, необходимы для поступления в учебные заведения и для получения профессии. Но, к сожалению, в процессе обучения происходит «естественный отбор» тех предметов и тех знаний, которые субъективно нам кажутся значимыми или второстепенными. Как результат – полузнайство. Увы, часто этот дефект обучения обнаруживается поздно. Но всегда есть возможность приобрести новые знания в процессе самообразования.

Сегодня, тем не менее, проблема в другом. Поступив в вуз и получив вожделенные «корочки», очень многие работают не по своим наклонностям и интересам, а в зависимости от иных факторов: высокой зарплаты, престижа и прочего. А жаль. Мы все приносили бы больше пользы и обществу, и себе, получая профессию по призванию и работая в удовольствие.


Анастасия Парсукова, студентка, будущий врач:

– На мой взгляд, самое главное – это полученные знания. Естественно, что оценки в той или иной степени являются их субъективной оценкой. Однако даже результаты ЕГЭ не могут отразить всей той глубины знаний, которую учителя годами вкладывали в своих учеников. Только сейчас, будучи студенткой, я понимаю, насколько важны и необходимы полученные в школе знания. Я хорошо училась в школе, поэтому мне проще дается освоение университетской программы, которая подразумевает в качестве фундамента наличие определенного базового уровня. В частности, получение медицинского образования считается одним из самых сложных и длительных по времени. Оно охватывает все сферы жизни: изучаются как фундаментальные, так и гуманитарные дисциплины.

С разносторонне развитыми, начитанными людьми интереснее общаться, организовывать совместный досуг. Как правило, опытные преподаватели сразу же обращают внимание на таких ребят, пытаются еще больше расширить границы знаний для них и, конечно, дают положительные рекомендации при устройстве в ординатуру и на работу по специальности.