Так говорит о своей деятельности Екатерина Климова, режиссер театрализованных представлений и праздников Дома культуры Нарьян-Мара, и к ее словам с полным правом могут присоединиться, пожалуй, все работники культуры, 25 марта отмечающие свой профессиональный праздник.
Первые шаги на сцене Катя Климова сделала в 14 лет, когда мама за руку привела ее в эстрадную студию «Ситуация». Успех не заставил себя долго ждать: уже через неделю Катя выступила на популярном окружном фестивале «Молодежная весна». Сегодня Екатерина известна всему Нарьян-Мару как ведущая городских праздников и концертов: красивая, жизнерадостная, с лучезарной улыбкой и необыкновенным бархатным голосом, она по праву завоевала любовь и уважение зрителей.
…Катя – обыкновенная девчонка, родилась и выросла в Нарьян-Маре, окончила школу № 5 и поступила на факультет журналистики тогда еще Поморского университета. Но после двух курсов на журфаке девушка поняла, что журналистика – это не ее путь, и вернулась домой.
– Было очень обидно, что время потрачено зря, я совершенно не понимала, куда мне идти, что делать, – признается моя собеседница.
Дальше помог случай и знакомство с директором городского ДК Александром Бурдыко, разглядевшем ее талант. Он предложил: «Приходи, к нам, попробуй, мне кажется, это твое. У тебя все получится!». Поверив в свои силы, Екатерина начала работать в ДК методистом, и одновременно поступила учиться на заочное отделение Санкт-Петербургского государственного университеты культуры и искусств.
Екатерина хорошо помнит первое культурное мероприятие, которое ей поручили организовать и провести: юбилей клуба «Светелка» поселка Лесозавод. Признается, что готова была буквально из кожи вон вылезти, чтобы все получилось. На помощь пришли опытные коллеги и все прошло отлично.
– У нас сплоченная и дружная команда, великолепный коллектив, каких еще поискать, мы во всем друг друга выручаем, – говорит она.
Недавно Екатерина Климова получила диплом и стала режиссером театрализованных представлений и праздников. Ее работа – подготовка материалов, написание сценариев, ведение концертов и участие в них. Сколько за эти годы было проведено с ее участием концертов, праздников, народных гуляний и торжественных вечеров, Катя затруднилась ответить точно. Много, очень много.
Режиссера она образно сравнивает с «большой толстой белкой», которая все ценное тащит в свое дупло. А на вопрос как удивить современного искушенного зрителя, отвечает так:
– Идеи повторяются, от этого никуда не деться, мы берем за основу что-то старое и по-новому преподносим. Можно «воровать», позволительно брать чужое, но интерпретировать надо по-своему, увидеть что-то новое, что предыдущий режиссер не заметил. И конечно, все должно быть на злобу дня.
Екатерина Климова не сразу стала исполнять роль ведущей на праздниках. Она сильно переживала по поводу своего голоса – низкого, томного, с хрипотцой, заметно отличающегося от других. Но в этом и оказалась ее изюминка.
Зритель никогда не знает, что происходит за кулисами, а там может происходить все, что угодно. Самый волнующий момент, считает Екатерина, это когда до открытия занавеса остаются считанные секунды. И, наконец, вот она, долгожданная встреча со зрителем. Чаще все идет как по маслу, но случаются и курьезы:
– Однажды я вышла на сцену в туфлях на высоких шпильках, и нечаянно зацепилась каблуком за врезанный в сцену поворотный круг, это было ужасно, но меня спас соведущий Денис Семяшкин, который подошел, взял за руку и помог выбраться. И никто из зрителей этого даже не заметил, – вспоминает Екатерина.
– С Денисом мы работаем в паре уже давно, он чуткий парт-нер, настоящий профессионал, может с легкостью импровизировать. Мы часто выручаем друг друга. Например, если один забыл слова, то другой, как ни в чем не бывало, произнесет их. Или, например, не можешь выговорить какую-то сложную фамилию, или разволнуешься и ударение поставишь не на тот слог, или в самый неподходящий момент вдруг захочется чихнуть, и вот, стоишь, держишься из последних сил…
Она уверена, что зрители – народ очень благодарный и деликатный, они стараются не замечать оплошностей и помарок, и дарят артисту самое главное – горячий отклик, овации и свою любовь.
– Когда выхожу на сцену, хочу не просто выразительно прочесть тексты сценария, а поговорить с людьми, встретиться с ними взглядом, обменяться улыбками, чтобы это было по-свойски, чтобы было тепло, – продолжает моя героиня и признается, что работа на сцене отбирает почти всю энергию.
После концерта артист валится с ног, но при этом чувствует глубокое моральное удовлетворение. А бывает, что не все прошло гладко, времени не хватило на подготовку или репетиций оказалось недостаточно, тогда коллектив собирается вместе и работает над ошибками.
– Немного обидно, когда труд работников культуры недооценивают, говорят, мол, вы-то от чего устали? Спели, станцевали и зарплату получили. Уверяю, это не так, это колоссальный труд! – говорит Екатерина.
Артист обязан уметь быть разным и не надоедать публике: Екатерина выходила на сцену в разных образах, была верной подругой русского солдата и Бабой-Ягой, Кикиморой и Снегурочкой, и даже возлюб-ленной Джеймса Бонда.
Работник культуры – человек, у которого всегда жизнь бурлит. И очень часто работать приходится в ущерб близким и семье, ведь дни, праздничные для большинства, – рабочие будни работников культуры.
– В нашем обиходе нет слова «нет», и нам запрещено опаздывать, – говорит Екатерина. – Но я все успеваю и считаю, что нет ничего невозможного.