Вы здесь

Полномочия, деньги и ресурсы

Насколько эффективно и компетентно ими распоряжаются в муниципальных образованиях? Преимущественно об этом шла речь на заседании комиссии по вопросам развития местного самоуправления на территории НАО, которое состоялось в минувшую пятницу под председательством главы региона Александра Цыбульского.

Началось заседание с обсуждения темы, неизменно привлекающей повышенный общественный интерес. А именно – с разговора о соблюдении органами местного самоуправления нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов и выборных должностных лиц, работающих на постоянной основе, муниципальных служащих.

Исчерпывающую информацию по этому вопросу членам комиссии представила Татьяна Логвиненко, заместитель губернатора НАО – руководитель Департамента финансов и экономики.

 

Сокращения лишь на бумаге

По словам Татьяны Павловны, в ходе проведения мониторинга отчетов за 2017 год выяснилось, что практически в каждом втором муниципальном образовании НАО денег на содержание управленцев потратили больше, нежели позволено установленными в регионе нормативами и требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Казалось бы, по сравнению с 2016 годом численность муниципальных служащих уменьшилась на 53 единицы или на 29,7%. Лидерами осуществления процесса оптимизации стали Заполярный район (в аппарате управления убавилось 12 единиц), городской округ «Город Нарьян-Мар» (19 единиц или 34,6%), рабочий поселок Искателей (3 единицы). Сводная когорта муниципальных служащих в сельских поселениях вроде бы убыла на 19 единиц.

Однако лукавство состоит в том, что зачастую эти сокращения имели место быть лишь на бумаге, потому и не привели к желаемой экономии фонда оплаты труда. Должности просто-напросто были переименованы, а люди продолжают работать как работали, выполняя по сути те же самые обязанности, но уже в другом статусе.

Так что по факту численность муниципальных служащих в 2017 году сократилась только на 22 человека.

В свое оправдание главы муниципалитетов обычно приводят следующий аргумент: мол, применяемая для установки нормативов методика несовершенна, она противоречит здравому смыслу. Ведь объем работы, возлагаемый на органы местного самоуправления, дескать, остается неизменным и даже возрастает.

– Но вся страна по таким правилам живет, – справедливо заметила по этому поводу Татьяна Логвиненко.

 

Себя не обделили

При этом уменьшение поступ-лений налоговых и неналоговых платежей (НДФЛ, арендной платы за земельные участки и т.д.) в бюджеты органов местного самоуправления муниципальных образований отнюдь не сказалось на размерах жалованья управленцев – в отличие, кстати, от администрации Ненецкого округа, где зарплаты госслужащих в прошлом году снижали аж два раза. 

Но вот в сельских, поселковых советах и администрациях обделить себя любимых и поумерить аппетиты не пожелали. Там размеры денежного вознаграждения за ударный труд слуг народа повсеместно и существенно превышает среднюю по Ненецкому округу зарплату, то есть 74 тысячи рублей. А в трех муниципалитетах зафиксировано двукратное и даже сверх того превышение!

Так, в два раза больше, нежели среднестатистические труженики НАО, получают управленцы в Приморско-Куйском сельсовете, в 2,4 раза – в рабочем поселке Искателей. Не бедствуют со средней зарплатой в 156 тысяч рублей и муниципальные служащие Колгуевского сельсовета.

По мнению руководителя Департамента экономики и финансов НАО, несоблюдение муниципальными образованиями региона установленных нормативов подлежит квалификации как грубое бюджетное правонарушение.

Что способно вынудить управленцев на местах по одежке протягивать ножки? В качестве репрессивной меры Татьяной Логвиненко предложено с 1 апреля приостановить предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности тем муниципалитетам, которые особо отличились по части нарушения финансовой дисциплины. Это рабочий поселок Искателей, а также Великовисочный, Канинский, Коткинский, Карский, Колгуевский, Малоземельский, Омский и Хоседа-Хардский сельсоветы.

Позволю себе заметить: не столь уж благополучно обстоят дела в сельских поселениях НАО, чтобы тамошние народные избранники и муниципальные служащие так щедро отмеривали себе гонорары и бонусы. Обычно ведь куда ни приедешь, у жителей вопросов и претензий к представителям местных властей много. А положительных примеров, связанных с привлечением этими властями дополнительных доходов в муниципальные бюджеты, наоборот, очень мало. 

 

Способствуя конкуренции

Обсуждение следующей темы проходило поспокойнее. Участники заседания подвели итоги деятельности в 2017 году органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции в Ненецком округе.

Напомним, для объективности в регионе была разработана и утверждена методика формирования рейтинговой оценки этой важной работы. 

Какие показатели принимались во внимание? Например, участие конкретного муниципального образования в реализации системных мероприятий, предусмотренных дорожной картой (в частности, предоставление информации для ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг).

Важным условием при этом является соблюдение администрацией поселения требований законодательства РФ в сфере антимонопольной политики.

Все показатели оценивались по 100-балльной шкале в рамках установленных критериев. Скажем, 50 баллов начислялись в случае, если нарушение было выявлено, но своевременно предпринимались меры по его устранению.

В результате к первой группе с рейтингом 80 баллов были отнесены лучшие с точки зрения развития конкуренции муниципальные образования. Их оказалось пять.

Это городской округ «Город Нарьян-Мар», Приморско-Куйский, Канинский, Андегский и Пустозерский сельсоветы.

В группу аутсайдеров с рейтингом 60 баллов вошли четыре муниципалитета: Шоинский, Великовисочный, Пешский и Юшарский сельсоветы.

Стоит подчеркнуть, что в прошедшем году жители и предприниматели поселений округа стали активнее участвовать в проводимом профильным департаментом мониторинге состояния конкурентной среды.

 

Нужны ли нормы?

К спорам вернулись, когда речь зашла о разработке правового акта, устанавливающего нормы потребления твердого топлива для заключения договоров поставки населению угля, дров и топливных брикетов по льготной розничной цене.

Не во всех сельских поселениях согласны с тем, что такие нормы вообще нужны.

Так, глава МО «Андегский сельсовет» Валентина Абакумова посетовала, что второй год подряд выделяемого ее односельчанам угля на сезон не хватает. 

Солидарность с ней проявила и коллега из Нижней Пеши.

У главы администрации Заполярного района Олега Холодова свои резоны: качество твердого топлива улучшается год от года, в окружную глубинку стал поступать калорийный уголь, который горит быстрее и дает больше жара. 

А люди, дескать, это не учитывают, топят котлы по старинке. Надо учить потребителей тонкостям обращения с углем, обладающим высокой теплотворностью.

По этому поводу Александр Цыбульский сказал, что учиться, конечно, никогда и никому не поздно, но к нему периодически поступают жалобы на качество твердого топлива из разных населенных пунктов.

 

Контроль и аудит

Еще одной темой, вызвавшей бурное обсуждение, стала организация внутреннего финансового контроля и аудита в муниципалитетах. Для качественного и грамотного осуществления этой деятельности далеко не везде есть специалисты, обладающие должной квалификацией.

Эта проблема не только для нашего Ненецкого округа характерна. Как показывает практика, именно поэтому во многих субъектах Российской Федерации согласились на передачу соответствующих полномочий от поселений на уровень районных администраций.

И у нас предлагается сделать то же самое – исключительно на доб-ровольной, разумеется, основе.

Но не все муниципальные образования, похоже, согласятся на это пойти. Так, глава МО «Приморско-Куйский сельсовет» Виктор Таратин заявил, что у него нет нареканий к подчиненным, занимающимся финансовыми вопросами.

О том же в режиме селекторной связи сообщили из Пешского сельсовета: дескать, у них процесс налажен, помощь не требуется, справляются сами.

Чувствовалось, что некоторыми участниками заседания предложение, поступившее от управления финансов администрации Заполярного района, было воспринято как попытка посягательства на самостоятельность муниципальных образований. 

Хотя, надо признать, вовсе не преследовалась цель как-то ограничить полномочия органов власти на местах. Просто поступающие от них в район финансовые отчеты зачастую грешат множеством ошибок и требуют корректировки, а то и основательной переделки.

Это отнимает время у сотрудников финуправления района. Конечно, им было бы проще самим готовить такие отчеты от начала и до конца – по официальному соглашению сторон и за соответствующее вознаграждение.

На заседании комиссии решили вернуться к обсуждению этой темы позднее, пока же ею займется рабочая группа.