Вы здесь

В Арктике все живём «на одной льдине»

Владимир Харлов – вице-президентом ассоциации по работе с партнёрами Северного морского пути

Ассоциации Северного морского пути в этом году исполняется 20 лет.

Мы встретились с Владимиром Харловым – вице-президентом ассоциации по работе с партнёрами Северного морского пути.

 

Вице-президент по работе

 

– Владимир Галактионович, расскажите кратко об истории и задачах АСМП.

– Она была создана в июне 2001 года в Салехарде. Основная цель – координация членов ассоциации по эффективному использованию Северного морского пути, содействие торговому мореплаванию, представление и защита интересов по имущественным, общеэкономическим, техническим и правовым вопросам всех участников коммерческого мореплавания по трассе СМП.

С первых дней ассоциацию возглавил Артур Николаевич Чилингаров.

Напомню, Северный морской путь – кратчайший между Европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Начало 2000-х было временем небывалого падения грузопотока на трассе Севморпути. И казалось, нет смысла возрождать былую арктическую мощь России. Только неисправимые оптимисты верили в будущее Арктики. Сейчас эта надежда оправдалась с лихвой. Определена перспектива развития Севморпути и в целом Арктической зоны РФ до 2035 года.

Президент России Владимир Путин поставил задачу нарастить грузооборот на трассе СМП до 80 млн тонн к 2024 году, и мы считаем, что её реально выполнить.

 

– Кто входит в ассоциацию?

– Более 30 организаций – как российских, так и зарубежных стран, и мы уверены, что география участников будет только расширяться.

Считаем международное сотрудничество в Арктике важной частью своей работы. Разработка предложений по обеспечению безопасности и рентабельности судоходства, защита природной среды – остаются приоритетными направлениями.

 

– Каковы ближайшие планы АСМП?

– Задачи за 20 лет не изменились. Это содействие развитию бизнеса, инфраструктуры, новых технологий в области судострое­ния. Мы знаем, что без прямого взаимодействия с органами государственной власти, от Мурманска до Чукотки, наша работа не будет эффективной.

Особая роль уделяется международному взаимодействию. Тут всё понятно. Наш бессменный руководитель – легендарный Артур является специальным представителем Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. В мае 2021 года Россия принимает эстафету от Исландии и в течение 2 лет будет председательствовать в Арктическом Совете. Ассоциация СМП будет активно содействовать реализации международных соглашений, в том числе и в НАО.

Ни один проект в Арктике не сможет быть реализован без международного сотрудничества. И по территориальным, экологическим, финансовым, технологическим причинам. Все мы, страны Арктического совета, живём, образно говоря, «на одной льдине».

 

– Порой жители НАО, да и в целом Арктического региона, задают вопрос: а есть ли смысл вкладывать серьёзные деньги в Арктику? Тем более сейчас, когда все регионы экономически «просели»?

– Работа по привлечению бизнеса в Арктику, особенно малого и среднего, проведение конференций и рабочих встреч с участием всех заинтересованных сторон, консультативная работа, защита имущественных прав – это главные вопросы, которые мы решали все 20 лет своей деятельности.

До тех пор, пока бизнес, органы власти, страны Арктического совета, так называемая большая Арктическая восьмёрка, страны-
наблюдатели участвуют в наших встречах, активно дискутируют, находят новые инвестиционные решения, – мы будем считать свою работу необходимой и востребованной.

 

– Приведите конкретные примеры важности работы АСМП.

– Два года назад был обновлён совет АСМП, и фактически сменилось всё руководство. Лишь наш арктический патриарх по-прежнему остался на капитанском мостике. Мы благодарны бывшему вице-президенту АСМП Владимиру Михайличенко за плодотворную работу.

Произошла естественная смена поколений, и в октябре 2019 года нам удалось провести успешную конференцию по развитию Севморпути. Сам факт проведения конференции в головном офисе нашего партнёра ПАО «Совкомфлот», участие 10 стран и всех семи Арктических регионов показали, что мы на правильном пути. Блестящие доклады посла по особым поручениям Николая Корчунова, Александра Крутикова – теперь уже бывшего замминистра по делам Дальнего Востока и Арк­тики, представителей Морспасслужбы РФ, Администрации СМП, ФГУП «Атомфлот», наших иностранных партнёров из Норвегии, Франции, Японии, руководителя ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Юрия Хатанзейского – были очень высоко оценены экспертами.

Да и основательные статьи ведущего российского журнала «Арктические ведомости» о конференции 2019-го и двух конференциях в режиме онлайн в октябре и ноябре прошлого года убедили нас, что мы на правильном пути.

 

– И все-таки хотелось бы услышать о конкретной практической роли АСМП для бизнеса.

– Я понимаю вашу настойчивость. Мы тоже убеждены, что пока бизнес видит смысл в нашем существовании, он оплачивает ежегодный партнёрский взнос.

ООО «СибМедЦентр» из Томска, французская круизная компания «Ponant», ООО «Умная Арктика», а теперь и Нарьян-Марский объединённый авиаотряд, Шведский полярный центр вступили в ассоциацию только за последний год.

Во время пандемии наши французские партнёры столк­нулись с небывалыми трудностями при проведении круизных туров по трассе СМП. Нам пришлось активно взаимодействовать с МИД, Минтрасом РФ, Ростуризмом, чтобы современный круизный лайнер «Борреал» смог провести свой тур от Анадыря до порта Казаков на Камчатке в сентябре прошлого года. А ведь это было время наиболее тревожных ожиданий новой волны коронавируса.

 

– В условиях пандемии ассоциация переходила на новый режим работы – онлайн. Удалёнка даёт результаты, на которые рассчитывали?

– Наши осенние конференции в режиме онлайн прошли успешно. Мы увидели в подобных встречах новые возможности, большую экономию командировочных расходов, более рациональное и бережное отношение к экологии.

Не удивляйтесь, ведь наше рачительное отношение к чуткой Арктической природе начинается со снижения транспортной нагрузки на неё.

Последнее выездное заседание АСМП состоялось в Нарьян-Маре – во время проведения спортивного праздника «Буран дей» имени А. Н. Чилингарова, за неделю до введения жёстких карантинных мер в марте 2020 года.

Кстати, встреча представителей МКУ «Чистый город» и наших новых партнёров из компании «Умная Арктика», экспертами по цифровизации, которые внедряли новые технологии во время проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, была очень продуктивной.

 

– Каким вам видится будущее Арктики и роль НАО в её развитии?

– Всем известно, что Арктическая зона РФ, куда входит и НАО, обеспечивает 17 % нефти и более 80% природного газа. Но их разработка – дело сложное и дорогое. А вот запасы пресной воды, пограничное положение, новые возможности для рыболовства в эпоху глобального потепления – будут только увеличивать своё значение.

В АЗРФ проживает 2,5 млн человек, 19 малых народов, которые справедливо называют первые нации.

У Севера есть отличные возможности развивать недорогие пешие и лыжные походы, охотничьи туры, сплавы, рыбалку. В связи с этим вспоминается лыжный переход из Архангельска в Нарьян-Мар, посвящённый 50-летию округа. Группа отважных, в состав которой вошли жители НАО Виктор Толкачёв, Вячеслав Корепанов, Владимир Антипин, Лазарь Вылка, Иван Чипсанов и Владимир Чупров, дошла до столицы Заполярья за 38 дней. И сегодня традицию таких переходов подхватывает молодёжь.

Именно такой вид деятельности на Севере отрывает людей от компьютера, избавляет от болезней, делает их сильными и активными.

Круизный туризм хотя и является привлекательным, но наши французские партнёры, круизная компания Ponant, прекрасно понимает, что за короткий сезон по трассе Севморпуть способна «прокатить» на своих лайнерах всего несколько групп. Хотя глобальное потепление и увеличило почти на месяц коммерческое плавание судов без ледокольного сопровождения.

Кстати, Мустафа Кашка, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» на нашей последней онлайн-конференции назвал вполне разумные тарифы ледокольного сопровождения судов на трассе СМП. Рабочие вопросы взаимодействия Нарьян-Марского обьединенного авиаотряда и ФГУП «Атомфлот» обсуждались в ходе конференции. Что может быть полезнее, когда руководители напрямую общаются по совместной работе на трассе СМП?

 

– Мы порой шутим, что в НАО число оленей почти в 4 раза превышает количество жителей региона. Есть ли возможности развития оленеводства в 2021-2023 годах председательства РФ в Арк­тическом совете ?

– Вопросы взаимодействия с ассоциацией КМНС и Дальнего Востока, с ассоциацией «Ясавэй» никогда не перестанут быть приоритетными.

Участие АСМП в молодёжном форуме народов Севера в Москве в декабре 2020 года, применение новых цифровых технологий в оленеводстве было крайне полезно для нашего партнёра «Умная Арктика».

Пандемия привела к значительному спросу на продукты питания, в том числе и на оленину. Внутренний спрос в НАО на этот деликатес тоже не исчерпал себя, и тут открываются новые возможности.

Мы готовы к содействию по реализации российско – финского проекта по развитию оленеводства в НАО. Финские партнёры АСМП очень позитивно настроены на это направление, но оно должно принести пользу прежде всего оленеводам. Здесь есть ещё над чем поработать. Считаю, без поддержки региональных властей этот проект просто невозможен.

 

– Какие ещё направления вы считаете перспективными?

– Мы обсуждаем поставку нового спасательного оборудования для Нарьян-Марского объединённого авиаотряда, внедрение цифровых технологий, без которых продвижение человека в Арктике становится невозможным. Недавний визит в Нарьян-Мар Артура Николаевича Чилингарова и встреча с губернатором Юрием Бездудным была очень важной для нас.

Выездные заседания АСМП стали доброй традицией на месте знакомить наших российских и иностранных партнёров с возможностями инвестиций в развитие портов, других проектов всех семи Арктических субъектов. Наши питерские партнеры – АО «Балтийский завод» и Арк­тический и антарктический научно-исследовательский институт станут местом следующего выездного заседания.

Ну кому не хочется воочию увидеть, как строится ледокол «Сибирь», как формируются на современнейших компьютерах прогнозные сводки ледовой обстановки на трассе Северного морского пути?

 

– Спасибо за беседу.

– Спасибо и вам. Давайте сделаем подобные встречи регулярными. Мы будем рады видеть гостей из Ненецкого округа на 20-летии АСМП, которое будем отмечать в июне 2021 года.