Вы здесь

Дорваться до глубин

Взрывы, как правило, проводят ночью

Среди геологов сейсморазведчики занимают особое место. Их задача – пройти по участкам, где уже найдено черное золото или даже начата добыча, и точно определить запасы нефти и газа, понять, какова конфигурация залежей и как к ним лучше всего подобраться.

Геологам не привыкать к бездорожью. Но в этот раз партия СП-5 ОАО «Нарьян-Марсейморазведка» расположилась лагерем не так далеко от Харьяги. Правда, последние километры, отделяющие ее от зимника, нам с главным инженером предприятия Олегом Сенаткиным пришлось преодолевать на «Урале» повышенной проходимости почти по целине, слегка наезженной тракторами и вездеходами.

Нас встречают начальник партии Леонид Карпов и технический руководитель Владимир Цюра. Не теряя времени, они ведут нас к своему хозяйству. Лагерь сейсморазведочной партии представляет собой улицу из разноцветных строительных вагончиков, рядом выстроились тракторы и вездеходы. Все это празднично выглядит в лучах весеннего солнца в окружении белоснежной тундры и ярко-синего неба.

Городок стал домом для двухсот геологоразведчиков на время полевого сезона, который длится на Крайнем Севере с декабря по май. А мы прибыли сюда аккурат в обеденное время, поэтому после дальней дороги гостеприимные хозяева повели нас в столовую.

Выбор блюд здесь на любой вкус: и первое, и второе, и третье, и салаты – все в трех видах, и приготовлено отменно. В качестве десерта – улыбки поваров Галины Ежовой и Ирины Яцкевич. Иначе нельзя – для тех, кто работает на морозе и проходит каждый день километры по тундре, вкусная и сытная еда, и доброжелательная обстановка – не прихоть, а необходимость.

Для полевых отрядов в любое время суток наготове горячая пища и чай. У рабочих нет определенного графика обедов и ужинов, их определяет работа, точнее, ее завершение и возвращение на базу. Если работы много – берут с собой в поле сухой паек и термосы.

За обедом начинается разговор о делах. Главный инженер выясняет обстановку и ход работ, а я интересуюсь, как ведет сейсморазведку полевая партия.

Леонид Карпов рассказывает, что разведка идет на Северо-Мишванском участке по заказу «ЛУКОЙЛ-Коми». Работы выполняются на основании технического проекта, разработанного подрядной организацией, с целью выявления и подготовки объектов для поискового бурения.

Сейсморазведку обычно проводят двумя основными методами. Для одного в качестве источников сейсмического сигнала применяются внушительных размеров вибрационные установки. Но здесь нефтяники заказали исследования взрывным способом, который лучше отвечает задачам поиска на этом участке.

Измерения предстоит произвести на площади 311 квадратных километров. Олег Сенаткин говорит, что в прошлом сезоне партия СП-5 работала на Ямале, отряды были разбросаны по трем участкам. Тем не менее, когда пришла пора перебазироваться в НАО, переезд произошел четко и быстро, работы начали, как только позволила погода, и сразу взяли высокий темп.

Разговор продолжается после обеда в штабном вагончике. Я обращаю внимание на рабочую карту на стене, густо испещренную специальными знаками, разноцветными квадратиками.

Беседа то и дело прерывается переговорами по рации, бригады, работающие в поле, докладывают о своих передвижениях и получают очередные указания. Так и вспоминается крылатая фраза из романа Льва Толстого «Война и мир»: «Ди эрсте колонне марширт».

Как поясняет Владимир Цюба, работа ведется так: первым на место отправляется топогеодезический отряд, который привязывает к местности пункты взрыва и приема сигнала.

Затем в дело вступает буро-взрывной отряд. С помощью буровых станков, установленных на тракторах, он готовит взрывные скважины глубиной от пяти до 15 метров. Глубина зависит от плотности грунта – в более рыхлых породах приходится уходить глубже, чтобы получить нужный сигнал. В скважины закладывается взрывчатка – до десяти килограммов на скважину.

Эстафету принимает сейсмоотряд. Его задача – построить равномерную сеть наблюдений. В поле выходят бригады: впереди движется вездеход, прокладывающий путь и одновременно уплотняющий снег, чтобы повысить точность измерений. За ним идут сейсморабочие, укладывающие провод приемной линии: это будет профиль наблюдения, на котором через равные промежутки располагаются высокочувствительные датчики.

Начальник сейсмоотряда Виталий Скороходов рассказывает о профессиональном жаргоне. Например, провода тут называются «косами», датчики – «морковками», возможно, из-за яркого оранжевого цвета, а может, потому, что их выдергивают, когда сматывают «косы» как морковки. Действительно похоже.

Линию требуется укладывать очень точно, надежно укрепляя датчики. Тянется она на десяток с лишним километров. В стороне, на расстоянии трехсот метров, проходит следующий профиль. И такая сеть как паутина раскидывается на десятки квад-ратных километров.

Примерно в центре паутины устанавливают балок, в нем – телеметрическую сейсмостанцию с огромным количеством каналов, именно к ней подсоединяют все проложенные линии.

А дальше в поле выходят взрывники. Им предстоит подсоединить провода, идущие от заряда на поверхность земли, к специальному прибору. Взрывник передает на пульт сейсмостанции координаты точки взрыва, и – после подтверждения готовности – оттуда дают сигнал, разблокирующий аппаратуру. Взрыв!

Ударной волны почти не чувствуется. Последствия взрыва улавливает высокочувствительная аппаратура. Импульс от него образует упругую волну, которая отражается от подземных пород и передает на поверхность информацию о геологическом строении месторождения. Все это называется физическими наблюдениями, их за сезон производится более 20 тысяч.

Взрывы проводятся, как правило, ночью, когда работе регистрирующей аппаратуры не мешают посторонние шумы. За минуту, если нет помех, производят два взрыва. А помехи для работы высокочувствительной аппаратуры встречаются нередко. Например, недалеко от участка, где работают сейсморазведчики, располагается карьер для добычи песка. Для нефтяников тоже дорог каждый час до конца сезона. Поэтому сейсморазведчикам приходится выбирать время, когда не работают экскаваторы и не проносятся по дороге мощные самосвалы.

– Но, – говорит начальник партии Леонид Карпов, – на Ямале было сложнее. Там на каждом шагу – дороги, трубопроводы, карьеры, и приходилось ловить спокойные минуты.

Как ни странно, довольно часто мешают зайцы, которые норовят попробовать провода на зуб. А однажды и росомаха занялась вредительством. Работа в таких случаях останавливается – нужно найти место разрыва и соединить линию. Помешать измерениям может и непогода.

– Вот так и проходит каждый день почти как в фильме «День сурка», – смеется начальник сейсмоотряда Виталий Скороходов. – Просыпаемся, завтракаем, прокладываем профили, заряжаем скважины, а ночью «отстреливаемся». Сейсморабочие проходят за смену десятки километров, и не всегда по ровной дороге – рельеф сложный: ручьи, овраги, сопки. Трудности, которые приходится преодолевать в полевых условиях, иногда можно сравнить с фронтовыми.

Зато в конце рабочего дня всех ждет жарко натопленная баня – обязательный атрибут полевого лагеря. Она готова принять желающих попариться в любое время суток – работают тут не от звонка до звонка, а сколько нужно, чтобы сделать намеченную часть наблюдений.

Народ в сейсмопартии подобрался один к одному, текучести кадров почти никакой. Одним словом, разведка, в которую с первым попавшимся не пойдешь. Десятилетия практики подтверждают – суровые условия Севера производят своеобразный естественный отбор, слабые духом и телом сразу уходят, зато те, кто прошел два-три сезона, остаются верными тундре на всю жизнь.

Сам Виталий родом из солнечного Ростова-на-Дону. Прошел путь от наладчика сейсмического оборудования до начальника отряда. Иной жизни для себя не представляет, хотя и скучает по семье – фотография дочки висит в штабе между картами Северо-Мишванского участка в далекой от дома ненецкой тундре. Но встреча с семьей уже не за горами. Сейсморазведчики свою часть задачи выполнили.

Начальник партии Леонид Карпов доложил главному инженеру предприятия, что, благодаря хорошему старту, партия ведет работу с опережением графика. Погода тоже установилась подходящая. Так что, есть шансы завершить программу поисков до середины апреля.

Единственное, что его тревожит – несвоевременное обеспечение топливом. Ситуацию нужно срочно исправлять, иначе выполнение плана в этом сезоне окажется под угрозой.