Вы здесь

Татьяна Бадьян: больная проблема решается не в детдоме, а в семье

Губернатор округа Игорь Кошин на своей странице «ВКонтакте» назвал социальное сиротство «самой болевой точкой нашего округа». «По статистике лишь 10% воспитанников детских домов не имеют родителей. Большинство же малышей – жертвы неблагополучной обстановки в семье», – пишет губернатор. Он предложил жителям региона высказывать предложения, направленные на борьбу с социальным сиротством.

Где истоки этой беды, и как изменить ситуацию к лучшему? Об этом наш разговор с заместителем председателя окружного Собрания депутатов, председателем постоянной комиссии по социальной политике окружного парламента Татьяной Бадьян.

– Татьяна Николаевна, каковы, на ваш взгляд, причины социального сиротства?

– Кто такой ребенок-сирота, в общем-то, понятно. Это ребенок в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель. А вот социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но те, по каким-то причинам, не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о ребенке берут на себя государство и общество.

Социальные сироты, как правило, продукт асоциальной семьи или неблагополучной обстановки в семье. Причиной, в первую очередь, может быть алкоголизм родителей, многие из которых лишены родительских прав. Во-вторых, это может быть психологическая и материальная неготовность к материнству. Особенно это касается юных одиноких мам, отказывающихся от своего ребенка еще в роддоме. Кроме того, причиной социального сиротства может стать педагогическая несостоятельность матери и отца, их чрезмерная занятость или безразличие к воспитанию ребенка. Это может быть кризисная жизненная ситуация, в которую попала семья – потеря родителями работы, болезнь, другие причины. И это далеко не все факторы социального сиротства.

И пока мы не разберемся со всеми этими причинами, не выстроим государственно-общественную систему их максимального минимизирования, сиротство в округе будет только увеличиваться. А для того чтобы исправить ситуацию в корне, необходимо заниматься ранней профилактикой, поддержкой родной детям семьи. Для этого нужна программа действий.

Как избежать социального сиротства

– Действительно, негативные тенденции лучше упредить, чем бороться с их последствиями. В чем заключается профилактика социального сиротства?

– Уверена, что приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка должна стать организация профилактической работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с неблагополучными семьями. Потому что больная проблема решается не в детдоме, а в семье.

Приоритетными направлениями профилактической деятельности также являются организация своевременной и эффективной профессиональной помощи несовершеннолетним; контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, интернатные учреждения; реализация мер по профилактике негативных проявлений в семье, детской, подростковой среде; организация межведомственного взаимодействия в этой сфере различных ведомств, общественных организаций, личная заинтересованность активных граждан.

Сейчас все согласны с тем, что даже самый лучший детский дом – все-таки не лучшее место для ребенка. Видимо, надо перестраивать работу органов опеки и попечительства, их организационную структуру, штаты, нормативные документы и само содержание работы. Ведомственная разобщенность – тоже одна из причин недостаточной работы по социальному сиротству, поэтому нам необходимо в регионе выстроить комплексную систему взаимодействия всех органов власти, участвующих в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Уверена, что огромная роль принадлежит в этом вопросе и общественным организациям.

В первую очередь, работать надо на раннее выявление неблагополучия семей. Нужно не упустить тот момент, когда родители могут осознать свои проблемы, правильно принять помощь социальных служб, а не ждать, когда в семье начнутся необратимые процессы. Мы имеем дело с достаточно сложной категорией семей: некоторых родителей нужно вести пошагово. Программа по профилактике социального сиротства должна включать взаимодействие с такими семьями на всех стадиях.

И сегодня в округе для этого делается достаточно много. Так, одним из направлений работы органа опеки и попечительства региона является консультативная помощь гражданам, желающим восстановиться в родительских правах – это помощь в составлении искового заявления, в сборе документов. За 2015 год восстановлено пять родителей в отношении 11 детей.

Конечно, в критической ситуации ребенок в семье не останется. Ему будет оказана помощь. Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших его потребностей. Поэтому подчеркну, с семьей нужно работать с первых шагов. Нужно, чтобы дети, имеющие родителей, воспитывались ими.

– Один из наиболее распространенных социальных феноменов, непосредственно влияющих на статистику сиротства – материнское отказничество.

– Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижения достоинства, угнетения и холодного отношения со стороны родителей. Прежде всего, у большинства отказниц не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы впоследствии вызвать желание создать хорошую семью. В большинстве таких семей детей воспитывали в грубости, криком, часто – побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается по наследству. С отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и, надо сказать, в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится.

– Какие в округе еще должны предприниматься меры, чтобы у каждого ребенка была семья?

– На мой взгляд, меры должны быть направлены на устранение причин социального сиротства, а не на устранение последствий. У многих детей, которые сегодня находятся в детском доме, есть родные люди. И не только биологические родители. Например, есть родственники, которые отказываются от родного им по крови ребенка – в силу разных причин. Такие дети находятся на попечении государства. Они ни в чем не нуждаются, скорее наоборот, они имеют гораздо больше, чем имели бы в родных семьях. И все равно каждый из них мечтает обрести свой дом.

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Сегодня в округе 292 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в семьях, что составляет 74,4% от общего числа детей-сирот. Из них 126 детей находятся под опекой (попечительством) и 108 детей обрели приемные семьи.

Наверное, каждому знаком лозунг социальной рекламы: «Приемный ребенок может стать родным», когда в нашей стране началось массовое усыновление. Взрослые стали забирать детей, оказавшись к этому не готовыми морально и психологически. В результате, зачастую детей возвращали обратно в детские дома. Но такое возвращение – огромный стресс для ребенка. Он чувствует себя никому не нужным, бракованным. Ребенок, вступивший на сложный путь сиротства, хочет получить доброту, тепло и любовь.

Сегодня мы подходим к вопросу опеки и усыновления более ответственно. Не зря появились службы сопровождения приемных родителей. Контроль и сопровождение замещающих семей в нашем округе осуществляется органом опеки и попечительства, а также Комплексным центром социального обслуживания населения, центром «ДАР», общеобразовательными организациями. Человек, желающий усыновить ребенка или взять его под опеку, должен получить необходимые знания. Сегодня в Российском законодательстве предусмотрен механизм, который дает шанс глубоко осознать родительство, готовность помочь ребенку.

Закон на страже детства

– Татьяна Николаевна, вы – председатель постоянной комиссии по социальной политике окружного Собрания депутатов. Какие меры на законодательном уровне принимаются в округе по материальному стимулированию, поддержке опекунов и усыновителей?

– В соответствии с окружными законами предусмотрен целый комплекс мер социальной поддержки семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

К примеру, окружным законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа» предусмотрена выплата денежных средств на содержание детей в опекунских и приемных семьях, в зависимости от возраста ребенка – от 7,5 тысячи рублей до 11 тысяч рублей. Кроме того, выплачивается вознаграждение приемным родителям, которое в среднем составляет 10 тысяч рублей на каждого ребенка и зависит от выработанных надбавок за работу в районах Крайнего Севера; возмещаются расходы на коммунальные услуги в размере 50%; предоставляется внеочередное место в близлежащем дошкольном образовательном учреждении без взимания родительской платы. Также предоставляются субсидии на приобретение жилой площади по истечении двух лет воспитания ребенка, на приобретение мебели – один раз в два года, на оплату текущего ремонта жилого помещения – один раз в два года в размере фактически понесенных расходов. Кроме того, предоставляется компенсация стоимости проезда ребенка к месту отдыха и обратно – один раз в год. Есть еще и другие меры социальной поддержки. Повторюсь, разработан целый комплекс мер социальной поддержки семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с окружным законом предусмотрено приравнивание мер социальной поддержки семей, имеющих приемных детей, а также воспитывающих пасынков и падчериц, к мерам социальной поддержки, установленным для многодетных семей.

Помимо этого, окружным законом «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство, в приемные семьи либо на усыновление в семьи граждан» предусмотрен ряд дополнительных мер социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание ребенка-сироту. Это ежемесячное пособие ребенку, оставшемуся без попечения родителей, находящемуся под опекой или попечительством либо переданному в приемную семью в размере 9 тысяч 349 рублей. Также ежемесячное пособие при усыновлении выплачивается в размере 20 тысяч рублей. А если усыновлен ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами, ежемесячное денежное пособие выплачивается в размере 25 тысяч рублей на каждого такого ребенка.

С 1 января 2014 года при усыновлении ребенка, местом жительства которого является Ненецкий округ, одному из усыновителей выплачивается единовременное денежное пособие в размере 500 тысяч рублей. Средства единовременного денежного пособия имеют целевой характер и могут быть направлены усыновителем на улучшение жилищных условий усыновленного ребенка, получение им образования либо оздоровления, в том числе на получение специализированных или высокотехнологичных видов медицинской помощи. Предполагалось, что выплата единовременного денежного пособия должна осуществляться в течение трех лет после усыновления в следующем порядке: в течение первого и второго года – единовременно по 150 тысяч рублей; в течение третьего года – единовременно 200 тысяч рублей. Однако на минувшей мартовской сессии была принята новая редакция закона, предусматривающая возможность использования всей суммы одновременно, но спустя год после усыновления. Теперь денежные средства можно отложить и использовать на обучение ребенка вплоть до исполнения ему 25 лет. Также этим законом установлено обязательство закрепления за усыновленным ребенком части жилого помещения, если при улучшении жилищных условий были использованы средства единовременного пособия.

Помимо этого, законом округа «О развитии ипотечного жилищного кредитования в НАО» установлены льготные условия ипотечного кредитования для усыновителей, проживающих в округе. Таким образом, окружным законодательством установлен большой комплекс мер социальной поддержки указанных категорий граждан, в том числе использование регионального материнского капитала, бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, вне-очередное право на получение социальной поддержки граждан, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и многие другие направления.

Жилье положено, но его не хватает

– Как в округе решается проблема постинтернатного сопровождения и обеспечения детей-сирот благоустроенным жильем?

– Хочу отметить работу окружного депутатского корпуса в этом направлении, усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей, обеспечивающих выживание сирот. Однако вопросы обеспечения детей-сирот жильем и постинтернатного сопровождения нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики.

Проблема своевременного обеспечения благоустроенным жильем детей-сирот в округе остается актуальной. На 1 января текущего года в списке состоит 202 сироты, из них 107 – это граждане, которые уже должны быть обеспечены жилыми помещениями. В течение 2016 года такое право возникнет еще у 26 человек. Таким образом, в 2016 году сиротам необходимо предоставить 133 жилых помещения. Основной проблемой обеспечения жильем детей-сирот, на мой взгляд, является формирование государственного специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

Кроме того, в округе отсутствует эффективная система постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, которые получили жилые помещения по договорам социального найма. Длительное проживание в детских учреждениях затрудняет формирование у детей-сирот необходимых навыков и требует отдельной программы по подготовке к самостоятельной жизни. Из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе. Интернатская система развивает в детях потребительство и неприспособленность к жизни вплоть до мелочей: дети не умеют мыть посуду, стирать свою одежду, обращаться с деньгами, наводить порядок. Приученные к тому, что все делают за них, они не получают элементарных навыков самостоятельной жизни.

В настоящее время депутаты окружного Собрания посещают семьи, созданные лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бесспорно, многие из числа детей-сирот в нашем округе успешно социализировались в обществе. Они закончили учебные заведения, работают, имеют семьи, воспитывают своих детей. Но все-таки, проблема постинтернатного сопровождения стоит достаточно остро. Есть и такие, которые получили новые квартиры по договорам социального найма, но нарушают порядок проживания в многоквартирном доме, режим тишины, небрежно относятся к имуществу, что в свою очередь приводит к ухудшению состояния государственного жилищного фонда. Зачастую в квартиры, которые предоставлены детям-сиротам, приезжают родители, лишенные родительских прав. Они проживают вместе с детьми, ведут асоциальный образ жизни.

Ситуацию по постинтернатному сопровождению выпускников профильных учреждений и обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется рассмотреть на очередной комиссии по социальной политике окружного Собрания депутатов.


справка «НВ»

Проблема обеспечения жильем детей-сирот в округе остается актуальной. На 1 января 2016 года в списке 202 сироты, из них 107 уже должны быть обеспечены жилыми помещениями. В течение этого года такое право возникнет еще у 26 человек. Таким образом, в 2016 году сиротам необходимо предоставить 133 благоустроенных жилых помещения.