Вы здесь

Есть такая профессия – депутат

27 апреля в России отмечается День парламентаризма. Именно в этот день в 1906 году начала работать первая в нашей стране демократическая Государственная дума.

В преддверии этой даты председатель Собрания депутатов НАО Анатолий Мяндин рассказал о происхождении, становлении и функциях окружного парламента.

– Анатолий Васильевич, 2016 год – юбилейный в истории российского парламентаризма. Какую дату или событие можно назвать отправной точкой, давшей старт развитию парламентаризма в нашем регионе?

– С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Новая Конституция закрепила юридическое равноправие всех субъектов Федерации, в том числе и Ненецкого автономного округа, бывшего до этого лишь административно-территориальной единицей.

Собрание депутатов Ненецкого автономного округа было сформировано к 15 мая 1994 года как первый в истории НАО законодательный орган государственной власти. Первая организационная сессия нового избранного законодательного органа Ненецкого автономного округа начала работу 30 мая 1994 года. За этот относительно небольшой исторический период – с 1994 года по нынешнее время, была проведена масштабная работа по формированию правовой базы регионального уровня, приняты основополагающие законы, позволяющие округу жить, развиваться, с уверенностью смотреть в будущее.

В составе законодательного Собрания первого созыва было 15 депутатов. Первый региональный парламент получился представительным. Среди депутатов были геологи, юристы, медики, авиаторы, предприниматели, учителя, представители коренного населения округа. Депутатский срок первого созыва составлял два года.

В результате голосования председателем Собрания депутатов был избран Вячеслав Алексеевич Выучейский, заместителем председателя – Леонид Иванович Саблин. На организационной сессии было утверждено временное Положение об организации законодательной и исполнительной власти в Ненецком автономном округе, в котором до принятия основного закона округа – Устава НАО – были законодательно закреплены положения о порядке организации и взаимодействии двух ветвей государственной власти.

Органами Собрания депутатов НАО в 1994 году являлись комитет по вопросам социально-экономического развития, комитет по законодательству, а также постоянная комиссия по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, палата законодательных предположений и мандатная комиссия.

– Как вы оцениваете работу депутатского корпуса первого созыва?

– Депутатов первого созыва можно смело назвать первопроходцами. Окружного законодательства в то время не существовало. Приходилось начинать с нуля. Но и в таких условиях рождались законы, жизнеспособность которых проверена временем.

Одним из достижений первого созыва стал главный закон округа – Устав НАО, его еще можно назвать Конституцией региона. Работа над Уставом продолжалась более года. Он был принят 11 сентября 1995 года. По нему округ живет и сейчас.

За прошедшие годы произошло много разных событий, совершенствовалось федеральное и окружное законодательство, вносились изменения в Устав округа, но сама структура Устава, его основа остались незыблемыми. Этот факт говорит о том, что депутатами первого созыва был принят хорошо отработанный и грамотно подготовленный текст основополагающего закона НАО. На его основе строится работа законодательного органа региона.

– Какие из принятых законов, на ваш взгляд, наиболее значимые?

– Выделять из всего многообразия принятых окружных законов наиболее значимые нет смысла. Одинаково приоритетными для законодателей НАО являются задачи как по созданию условий для развития экономики, так и по защите прав и интересов населения.

Окружным парламентом ежегодно принимается свыше ста законов. К примеру, в 2013 году было принято 123 окружных закона, в 2014 году – 146, а в минувшем году – 124 закона. Но итоги работы окружного Собрания депутатов меряются не количест-вом принятых законов, а ростом инвестиций, активизацией предпринимательской деятельности, повышением уровня жизни населения.

Большая часть окружных законов напрямую направлена на самые надежные и умные инвестиции – инвестиции в человека. Традиционно наиболее объемный блок законопроектов, принимаемых на сессиях окружного Собрания депутатов, посвящен социальной тематике. Средства окружного бюджета направляются на поддержку отдельных категорий граждан, в первую очередь – многодетных и малоимущих семей, людей высокого возраста и людей с ограниченными возможностями.

Сегодня в округе действует 147 мер социальной помощи, 93 % из них – региональные. Это самое большое количество в стране. На социальные выплаты в текущем году приходится 2 миллиарда 280 миллионов рублей окружного бюджета, в то время как обязательные федеральные социальные выплаты составляют всего 172 миллиона рублей.

Наш округ является регионом с высоким показателем рождаемости среди субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Достижению таких результатов, в том числе способствовала окружная законодательная база.

– Приведите пример, который бы ярко подтверждал фразу: быть депутатом, значит, отстаивать интересы жителей?

– В качестве примера могу привести сложный период взаимоотношений нашего округа с Архангельской областью. Область, исполняющая на территории НАО ряд государственных полномочий, секвестировала свой бюджет, урезав и расходные обязательства перед округом. Большой резонанс вызвал и законопроект губернатора Архангельской области об отмене социальных выплат жителям области и Ненецкого округа.

В этих условиях законодательное Собрание округа приняло ряд решительных мер по стабилизации обстановки, благодаря чему сохранились все виды социальных гарантий населению, не снижались темпы жилищного строительства, выполнялась окружная программа по переселению из ветхого и аварийного жилья.

С 2008 года окружные депутаты совместно с исполнительной властью НАО проводили встречи с депутатами Архангельского областного Собрания, правительством области о передаче полномочий органам государственной власти округа. Результатом конструктивного сотрудничества стало подписание и ратификация Договора между Архангельской областью и Ненецким автономным округом о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Договор был подписан 5 июня 2014 года губернатором НАО Игорем Кошиным и губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

– У вас за плечами богатый опыт парламентской деятельности. С 2005 года, уже третий созыв, вы являетесь депутатом окружного Собрания. Какими профессиональными качествами должен обладать депутат?

– Считаю, что в парламенте, прежде всего, важно присутствие людей, обладающих профессиональными знаниями, политическим опытом, навыками государственного управления. Эти качества позволяют держать в поле зрения интересы всех слоев населения и отражать их в своей законодательной деятельности.

Конечно, необходимы и опыт, и умение быть публичным. Но что еще более важно – знать, что волнует людей, какие у них пожелания, предложения. Немаловажной частью деятельности депутатов является работа с избирателями, которые обращаются с самыми разными вопросами, просьбами и наказами. Необходимо больше общаться с жителями своего избирательного округа, глубже вникать в их насущные проблемы и стараться максимально полно их решить.

– Кстати, есть такая профессия депутат?

– Безусловно, есть такая профессия. Это и профессия, и призвание. Многие считают, что депутаты занимаются только законо-творческой работой: пишут законопроекты, обсуждают их на заседаниях парламента и принимают законы. Но законотворческая работа не может иметь никаких иных задач, кроме как создания необходимой правовой основы для полноценной жизни населения. Заниматься этим, не зная чаяний и настроения наших избирателей, просто невозможно.

Поэтому в первую очередь надо назвать такую форму депутатской деятельности, как личный прием граждан. Обращения граждан на личных приемах, встречи с населением для депутатов окружного Собрания – сфера особого внимания. Депутаты регулярно выезжают в населенные пункты округа, реагируют на письменные обращения и устные просьбы граждан, встречаются с трудовыми коллективами, проводят выездные заседания комиссий. Это позволяет глубже понимать проблемы, реально оценивать положение дел, соответственно, и принимать более выверенные правовые решения.

К примеру, депутаты окружного Собрания регулярно проводят встречи с региональным отделением Всероссийского общества инвалидов, местной организацией Всероссийского общества слепых. Те вопросы и предложения, которые озвучивали на встречах люди с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время имеют форму окружных законов, направленных на поддержку этой категории граждан.

Так, инвалиды на встречах поднимали вопросы по качеству ортопедических изделий, протезов и других технических средств реабилитации. В результате, был принят закон, дающий право инвалидам самостоятельно приобретать необходимые технические средства реабилитации, стоимость которых компенсируется из окружного бюджета. Помимо того, что всем инвалидам в округе гарантирован бесплатный проезд в автобусе, были внесены изменения в базовый закон «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов НАО», согласно которым из окружного бюджета выделены средства на содержание спецтранспорта для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– С точки зрения стороннего наблюдателя депутаты на сессиях просто поднимают руки, голосуя за тот или иной закон. Все-таки, как рождаются окружные законы?

– Прежде, чем вынести законопроект на рассмотрение сессии окружного Собрания, проходит большая напряженная работа, начиная с профильной комиссии. Любой проект закона сначала выносится на обсуждение палаты законодательных предположений, а затем направляется на рассмотрение профильной комиссии.

Рассматривая тот или иной документ, профильная комиссия приглашает всех заинтересованных лиц для обсуждения. Если законопроект очень сложный и к нему есть много вопросов, предложений, замечаний – как со стороны депутатов, так со стороны экспертно-правового управления, счетной палаты НАО, то проект закона выносится на обсуждение рабочей группы. В свою очередь, рабочая группа также приглашает всех заинтересованных лиц.

Порой на заседаниях рабочих групп идут очень бурные обсуждения документа. Бывает, что одного заседания рабочей группы не хватает, тогда заседание проводится во второй, а то и в третий раз: до тех пор, пока не выявлены все мнения заинтересованных лиц для того, чтобы принять консолидированное решение, которое бы устраивало всех.

После рабочей группы проект закона опять выносится на профильную комиссию, которая рассматривает его повторно. В случае принятия документа большинством голосов депутатов комиссии и всех присутствую-щих на ней, проект закона выносится на рассмотрение комитета окружного Собрания, где проходит доработку, «шлифовку». Если нет принципиальных расхождений и замечаний по проекту закона, принимается решение о его вынесении на рассмотрение сессии.

Таким образом, за голосованием депутатов на сессиях окружного Собрания кроется большая предварительная работа. Кстати, наиболее значимые для населения НАО проекты законов выносятся на общественное обсуждение.

– Кто из депутатов, на ваш взгляд, внес весомый вклад в развитие окружного парламентаризма?

– Депутатов избирает население, и выбор этот делается в пользу тех, кто обладает профессионализмом, житейским опытом, мудростью, умением слушать людей, способен отстаи-вать права и интересы своих избирателей – каждый в своей сфере.

Успешная работа окружного Собрания стала возможна благодаря ярким профессионалам, которые оставили свой след не только в истории представительного органа, но и всего региона. Вячеслав Алексеевич Выучейский, Леонид Иванович Саблин, Виталина Францевна Глазунова, Игорь Викторович Кошин – каждый из них в силу жизненного опыта, личностных качеств, взглядов и убеждений внес свою лепту в создание работоспособного коллектива, решающего конкретные задачи на различных этапах развития округа.

За прошедшие годы пройден интересный, тернистый путь. У Собрания депутатов Ненецкого автономного округа есть своя специфика, традиции и история, накоплена богатая практика. Несмотря на то, что созывы разных лет отличались по приоритетам в работе, числу принятых законов, накалу политических дискуссий, всех народных избранников объединяло стремление оправдать ожидания избирателей, быть достойными народными представителями в окружном законодательном парламенте.

Жизнь не стоит на месте, ставя новые задачи. Сегодня депутаты окружного Собрания продолжают совершенствовать региональное законодательство. В конструктивном диалоге с исполнительной властью создаются условия для реализации важнейших поручений президента России, инициатив граждан, повышения благосостояния жителей и динамичного развития округа.


справка «НВ»

110 лет назад на пике революционных событий император Николай II подписал манифест о Государственной думе. Абсолютно монархическая Россия сделала шаг вперед: в ней появился парламент. Первое учреждение – Государственная дума с законодательными полномочиями начала работу 27 апреля 1906 г.

Одновременно впервые в России начала зарождаться многопартийность. У страны появился шанс на политическую модернизацию с привлечением выборных народных представителей к законотворческой деятельности. Это оказало значительное влияние на российское общество и его сознание. 


справка «НВ»

Таврический дворец – колыбель отечественного парламентаризма. Первые четыре созыва – с 1906 по 1912 годы депутаты заседали в тогдашней столице – Петербурге, где для них выделили одно из самых красивых городских зданий – Таврический дворец.