Вы здесь

Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно

Евгения Хвостова. «Сириус» – это космос! Сочи, 2022 г. / Фото из личного архива

Преподаватель Детской школы искусств по классу фортепиано Евгения Хвостова за две недели в образовательном центре «Сириус» научилась угадывать талант с первой ноты.

Центр по выявлению, развитию и профессиональной поддержке одарённых детей назван в честь ярчайшей небесной звезды, свет которой в двадцать пять раз сильней солнечного. Всё потому, что здесь находят и зажигают новые звёзды.

Отсчёт земного летоисчисления «Сириус» ведёт с 2014 года. Тогда, по инициативе Президента России, при поддержке выдающихся деятелей науки, культуры, спорта и искусства в Олимпийском парке Сочи развернулся комплекс по взращиванию отечественных талантов.

Попасть туда мечтают и взрослые, ведь с талантливыми детьми должны работать талантливые педагоги. Евгения Михайловна попала в число таких счастливчиков и теперь готова делиться увиденным и услышанным с коллегами, родителями, учениками.

 

– Сложно ли попасть в «Сириус»? Чем удивить конкурсную комиссию по отбору претендентов на обучение?

 

– Это не первые мои курсы в центре. Во время пандемии я обучалась там дистанционно, поэтому автоматически получала рассылку новостей и событий. В очередном анонсе увидела приглашение на программу для педагогов по работе с одарёнными детьми.

По условиям конкурса, представила копии документов об образовании, рекомендательное письмо ДШИ, портфолио личных достижений и побед моих учеников. Написала эссе, в котором рассказала о себе и пояснила, почему мне так необходимо попасть в «Сириус».

Помогла в подготовке заявки начальник отдела Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей Людмила Ижемцева – куратор окружной базы одарённых детей.

Организацией курсов повышения квалификации для педагогов в центре занимается фонд «Талант и успех». При отборе эксперты обращают внимание на качество и статус образования. У меня с этим всё в порядке. Я исполнитель-музыкант по классу фортепиано, с красным дипломом окончила Самарскую академию искусств. Вероятно, и эссе о заполярном регионе и его талантах тоже сыграло свою роль.

На конкурс подали заявки 700 человек, прошли отбор 90, получили полную финансовую поддержку фонда – 40, в том числе я.

 

– В чём принципиальная разница между очными и заочными курсами центра?

 

– Это буквально небо и земля. Когда находишься непосредственно в центре, поражает его оснащённость, возможности, интересный подход к учебному процессу. Не увидела ни одного седовласого преподавателя, очень молодой педагогический состав. Но молодой не значит неопытный. Это профессионалы в своей сфере, кандидаты, доценты. Все они точно так же попадают в центр по результатам строгого отбора.

Программа для пианистов, виолончелистов, скрипачей и духовиков была опробована всего один раз, мы попали во второй поток. Инициатор программы, скрипач, лауреат международных конкурсов Павел Сергеевич Милюков так обосновывал её необходимость: «Хочу, чтобы в «Сириус» приезжали педагоги из регионов, потому что там мы часто находим настоящие «изю­минки», интересных талантливых ребят».

К нашим курсам была приурочена детская музыкальная апрельская смена. Ребята приехали с разных концов страны. Приглашённые преподаватели из Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, академии имени Гнесиных занимались с детьми, а мы присутствовали на этих уроках, наблюдали, задавали вопросы, отрабатывали нюансы.

 

– Помимо мастер-классов по фортепиано вы посещали занятия коллег по группе. Зачем пианисту знать тонкости игры на виолончели или трубе?

 

– Нет отдельно взятого инструмента – фортепиано. Обучая ребёнка, я применяю не только принципы фортепианной игры, но и методики исполнительства на других инструментах. Например, когда объясняю ученику особенности оркестрового произведения, рассказываю о том, как ведут себя там различные инструменты, какую партию исполняют. Посещая мастер-классы, я всему этому училась.

 

– Какой самый ценный профессиональный совет вы получили на курсах?

 

– Некоторые педагогические находки почерпнула у Владимира Мищука из Санкт-Петербургской консерватории.

Владимир Валерьевич два года обучался у американской пианистки Розалин Тюрек, непревзойдённой исполнительницы произведений Баха.

Педагог буквально по полочкам разложил, как доходчиво объяснить детям счёт, тактную организацию, многоголосье, координацию рук. Теперь я могу повторить и попробовать на уроках эти методические приёмы.

 

– В рамках тематической смены проходил конкурс молодых музыкантов «Созвездие». Зажглись ли там новые звёзды?

 

– Всех с первой минуты покорил лучезарный 12-летний Захар Внутских. Самый младший финалист конкурса, ученик 5-го класса Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Захар родом из Перми, играет как Бог. За этим стоит огромный труд.

Захар стал обладателем Первой премии и Гран-при конкурса, спецпризов Дениса Мацуева и жюри конкурса на участие в программе «Новые имена» и концертном туре по городам России.

 

– Есть ли у вас ученики, которые могли бы претендовать на место под «Сириусом»?

 

– Особо хочу выделить Олю Распопову, которая пришла ко мне в 12 лет. Это возраст, когда ребёнок делает осознанный выбор. Девочка с большим удовольствием ходит на уроки, занимается дополнительно. Она хорошо слушает, реагирует, очень музыкальна. Мы вместе пять лет, за это время Оля многому научилась, дала сольный концерт. После одиннадцатого класса планирует продолжить музыкальное образование. Самая главная награда для учителя, если ученик идёт по его стопам.

 

– После «Сириуса» вы буквально спустились с небес на землю. Как планируете претворять на практике звёздную теорию?

 

– Воодушевление и эмоции переполняют. Так всегда бывает, когда встречаешься с людьми, которые с тобой на одной волне. С коллегами по группе очень сдружились, продолжаем общаться. Есть контакты всех педагогов, которые с удовольствием отвечают на наши вопросы и звонки, дистанционно оказывают методическую помощь.

Много задумок по совместным творческим концертам. Например, с Владимиром Левицким, который посещает ДШИ в летнюю творческую смену по программе «Одарённые дети Севера».

Обязательно навещу Региональный центр выявления и поддержки одарённых детей. Вместе подумаем, как привлечь в «Сириус» наших юных талантливых музыкантов. Пока там побывали только окружные математики и проектировщики.

Пора сыграть заполярное соло на берегу Чёрного моря.

 

Справка «НВ»

Миссия центра – это поиск, профессиональная поддержка, развитие одарённых детей со всей России, обеспечение их взаимодействия с потенциальными работодателями. К участию в образовательных программах центра допускаются дети от 10 до 17 лет, достигшие выдающихся успехов в естественных науках и математике, живописи, академической музыке, хореографии, хоккее и фигурном катании; к участию в профессиональных программах повышения квалификации – педагоги, работающие с одарёнными детьми и прошедшие конкурсный отбор. Сайт «Сириуса» sochisirius.ru