В номере «Няръяна вындер» от 30 марта был опубликован очерк «Приветствую тебя, Кавказ седой», в котором я обещала продолжить рассказ о путешествии по Северному Кавказу и поведать о Дагестане.
Ну что ж, попробую, уважаемый читатель, заглянуть в интересную и насыщенную историю Дагестана, рассказать об известных людях этой земли, описать личные впечатления и яркие воспоминания, которые оставила в моём сердце страна гор…
Так случилось, что начала я работу над очерком во Всемирный день экскурсовода. Случайность? Но мы-то с вами знаем, что ничего случайно в этом мире не происходит. На моём туристическом пути – целая галерея интересных, неординарных, ярких людей, влюблённых и преданных своему делу. В каждом материале непременно вспоминаю и рассказываю о них.
Часто интересовал вопрос: не надоедает ли повторять много раз одну и ту же информацию? И почти всегда получала ответ: «Нашей работой невозможно насытиться. Каждый раз всё по-разному: непохожие друг на друга путешественники, настроение всегда разное, да и погода не бывает одинаковой». Заставить аудиторию заслушаться рассказом, полюбить место, о котором идёт речь, протянуть ниточку между прошлым и настоящим – для этого нужен талант рассказчика, любопытство, трудолюбие, да и любовь к нашему брату, туристу. Экскурсоводы – помощники в пробуждении интереса к новым местам, событиям, фактам. Поэтому неслучайно я взялась за перо в профессиональный праздник верных попутчиков.
По Дагестану гидом был Адам – замечательный собеседник, неутомимый сопровождающий, кроме того, тактичный, заботливый и внимательный человек, готовый бесконечно показывать и рассказывать о потрясающей красоте республики.
А до этого дня не могла заставить себя писать о Дагестане. Почему? Много вопросов осталось о Кавказской войне, о Шамиле, о Хаджи Мурате. Подзарядившись знаниями, перечитав Толстого, проникнув вновь очарованием поэзии Расула Гамзатова, познакомившись с жизнью и творчеством отца Расула, Гамзата Цадаса, я уселась за работу. И именно в этот день, само собой, без усилий написались первые строчки очерка.
Лев Толстой и Кавказ
Хотелось бы эпиграфом к этой главе взять слова Абуталиба Гафурова, народного поэта Дагестана: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
Российско-кавказская трёхсотлетняя война – тяжёлая драма в нашей истории. Существует огромное количество мнений по поводу её целесообразности, важности, необходимости. Написано много толстых томов, исследований, публикаций, снято несметное количество фильмов, в которых пересекаются различные точки зрения. Кто прав, кто виноват – трудно сказать и сегодня. Лучшие сыны России и Кавказа были перемолоты в огненном месиве той бойни.
Российская империя не имела единой стратегии и тактики в этой борьбе, часто меняла способы покорения горских народов, потеряв семьдесят семь тысяч солдат и офицеров.
Мне сложно сформулировать и тем более публично высказать своё мнение об этом грандиозном историческом событии. Пожалуй, я больше склоняюсь к словам участника этой войны, генерала Ростислава Фадеева, произнесённые им в 1860 году: «Наше общество в массе не сознавало даже цели, для которой государство так настойчиво, с такими пожертвованиями добивалось покорения гор». Уверена, что многие, побывав на Кавказе, заинтересуются этим масштабным событием и постараются составить своё мнение о русско-кавказской войне.
Толстой впервые оказался здесь в 23 года. Позднее свои впечатления отобразил в рассказах и в повести «Казаки», которую сравнивают с самой высокой горной вершиной на фоне безоблачного неба. Ещё её называют непревзойдённым произведением, в котором «расцветает толстовский гений». Выходит, что Кавказ сыграл важную роль в становлении Толстого-писателя.
Ну, а как не вспомнить рассказ Толстого «Кавказский пленник»? Жилин, Костылин и очаровательная, смелая девчушка – Дина, Динушка… Думается, что именно в этом произведении удивительно точно и правдиво передан быт кавказского аула, обычаи и нравы горцев. А ещё стойкость, смелость, гуманизм русского офицера.
Конечно же, речь не может не пойти о повести «Хаджи Мурат», которая считается истинным шедевром Толстого, его лебединой песней. «Хаджи Мурат» – песня не молодости, а старости, но старости, чувствующей себя юной», прочитала я в одном из источников. Очень уж мне понравился конец фразы: «…старость, чувствующая себя юной». Так хочется испытывать это состояние в мои, преклонные годы и пожелать читателям того же.
Хаджи Мурат – реальное историческое лицо, наиб Шамиля. Наиб – заместитель, помощник предводителя или духовного лица, которого отличала особая храбрость и беспрекословное повиновение. Толстой говорил, что в повести, кроме личности Хаджи-Мурата, его занимал вопрос о судьбе человека и разрушительной силе власти. Люди не могут, не должны убивать друг друга, потому что все они братья. Плоть от плоти «сурового края свободы», отчаянно храбрый Хаджи Мурат в 1851 году перешёл на сторону русских. Но в плену у Шамиля была его семья. Он решил, что надо или умереть, или освободить родных. Толстой гениально описал гибель своего героя и преданных ему аварцев.
Летом 1905 года в Ясную Поляну пришёл подарок: тиснённый на дереве портрет, сделанный по рисунку с головы мёртвого Хаджи-Мурата. «Такого я его себе представлял… Хаджи Мурат – моё личное увлечение», –
задумчиво произнёс Толстой.
Жизненный и смертный путь Хаджи Мурата сопровождают звёзды. По Толстому лишь тот может быть человеком, кто живёт, оглядываясь на небо. «Две вещи наполняют душу мою: звёздное небо надо мною и закон нравственности во мне», –
любимая мысль Канта. А Толстой продолжил, заявив, что на этот закон не могут повлиять жестокие, злые, безнравственные, лживые и просто глупые люди. Великий писатель завещал, чтобы повесть была опубликована только после его смерти. Мне думается потому, что Лев Николаевич был предельно откровенен, рассуждая о Кавказской войне.
А кто же такой Шамиль? Почему в Дагестане так много его портретов, почему то тут, то там слышатся восторженные возгласы о легендарной личности? Улицы, проспекты, площади названы в честь имама Шамиля. Имам – лицо, избранное Богом на великие подвиги. Его отличала широкая образованность, небывалая храбрость, огромная физическая сила. Он был очень религиозен, тщательно соблюдал все обязанности правоверного мусульманина. Неординарная личность Шамиля постоянно обрастала многочисленными легендами. «Жестокий правитель и нежный отец, властелин Кавказа и пленник русского царя». «Он был герой и создатель героев». Многие боготворят его, но и многие считают предателем.
Шамиль – пламенный предводитель и духовный лидер кавказских народов, боровшихся с царской Россией за независимость. Двадцать пять лет воевал против Российской империи, обладая несомненным военным талантом. «Если верить наполовину тому, что воспевают о его безумной отваге и невероятной дерзости, то и тогда приходится удивляться, как Аллах спасал его сумасбродную голову», – восхищался Шамилем его современник, генерал-майор, участник военных экспедиций на Кавказе Владимир Алексеевич Полторацкий. Слава о Шамиле гремела по всему миру. Кроме того, он слыл вдохновенным оратором, образцом восточного красноречия.
1859 год – осада горного аула Гуниб. Сегодня это место в Дагестане – одно из самых посещаемых туристами. Обзавелась и я в Гунибе яркими, незабываемыми знакомствами. И вот в заснеженные нарьян-марские вечера нет-нет да и раздастся звонок из солнечного Дагестана, точнее из исторического Гуниба от моих новых друзей. Скрасит моё одиночество и согреет тёплыми воспоминаниями.
В Гунибе я посетила краеведческий музей, где имела небывалое счастье посидеть за ценнейшим экспонатом – столом, за которым завтракал император Александр Второй. Увидела медицинские инструменты Николая Ивановича Пирогова, принимавшего участие в Кавказской войне. Именно здесь она и закончилась. Шамиль сдался в плен генералу Барятинскому. Позднее он принёс присягу на верноподданство России и даже стал потомственным дворянином. Александр Второй благородно поступил со своим многолетним и жестоким противником.
Толстой же относился к имаму Шамилю отрицательно.
Расул Гамзатов и отец его, Гамзат ЦадасА
8 сентября 1923 года – дата рождения выдающего дагестанского поэта, патриота своего народа, бесконечно почитаемого писателя с мировым именем – Расула Гамзатова. Улицы, проспекты, библиотеки, учебные заведения носят имя «Лучшего поэта двадцатого века». «Трудно говорить о Расуле, так как такое поэтическое явление как Расул Гамзатов не укладывается в обычное слово. Это явление очень своеобразное и величавое», – писал Александр Твардовский.
Уверена, что россияне неплохо знакомы с творчеством Расула Гамзатова. А вот об отце, Гамзате ЦадасА, честно признаюсь, я ничего не знала. Личность же в Дагестане знаменитая. Ещё бы: аварский советский поэт и драматург, переводчик, государственный деятель, лауреат Сталинской премии. Его псевдоним «Цадаса», Цада – аул, котором родился Гамзат в 1877 году.
Приехав в Хунзахский район республики, нам не удалось побывать в комплексе-символе «Журавли». «Мне кажется порою, что солдаты…» зазвучали во мне с огромной нежностью и скорбью при виде памятника, потрясающего своим величием. Но судьбой была подарена шикарная возможность побывать в доме-музее Гамзата Цадаса. Музей тоже не работал, но чудеснейшим образом по селу облетела молва, что прибыли туристы, и для нас была проведена интересная экскурсия, как оказалось, учителем математики местной школы.
Вот что поведала женщина, трепетно и преданно относящаяся к творчеству великого отца гениального сына. «Скромное жильё, но в доме – деревянные полы, в то время они – небывалая роскошь. Мы с вами ходим по тем самым, бережно охраняемым доскам, ведь это тоже музейный экспонат. Особое место занимают, конечно же, книги, которые стоили невероятно дорого. За три тома произведений Омара Хайяма был отдан участок земли. Гамзат Цадаса – образованнейший человек своего времени. Себя в шутку называл «доктором патиматических наук». А как иначе? Ведь жена, тёща, сестра и дочка – все носили прекрасное имя Патимат.
Подсчитано, что он побывал в пятидесяти двух странах. Но шутит, что такого «халатного» отношения к себе, как в Узбекистане, нигде не встречал. При каждом случае дорогому гостю дарили, конечно же, халаты. Острил всегда удачно, незлобно и, как выясняется, на века. Был знаком с выдающими людьми своего времени: Фиделем Кастро, Индирой Ганди, Екатериной Фурцевой и многими другими.
Интересно, как уживались в одной семье два гениальных человека? В книге «Мой Дагестан», насыщенной глубокими мыслями и обобщениями, Расул Гамзатов вспоминает: «У нас почему-то не было заведено читать стихи друг другу и даже разговаривать о них. Я узнавал о новых стихах отца, когда они уже были опубликованы. То же самое и отец не знал моих новых стихов, пока они не были напечатаны».
Книги Расула Гамзатова выходили миллионными тиражами на десятках языках мира. «Для меня языки народов – как звёзды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звёзды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звёзды. Пусть у каждого человека будет своя звезда.
Я люблю свою звезду – мой родной аварский язык. Я верю тем геологам, которые говорят, что и в маленькой горе может оказаться много золота».
Характер гордый твой не стёрся,
И в речи образность живёт.
О, как люблю я сердцем горца
Тебя, мой маленький народ, – признавался Расул Гамзатов, знаменитый сын дагестанского народа.
Прощаясь с Дагестаном
Самый древний город в России – Дербент. Мне, к сожалению, удалось находиться здесь только несколько часов.
«Дербент – это жизнь замедленная, тягучая, как густое айвовое варенье. Дербентцы живут, будто впереди у них вечность, позади тоже вечность и сами они накрепко увязли в этой вечности и текут, текут вместе с ней», – выбрала я строки из книги, в которой собраны искренние впечатления и воспоминания коренных жителей этого уникального города.
О Дербенте я многое узнала из уст местного гида. Необычные обороты речи, яркие, незамыленные эпитеты, сравнения, уместные жесты, сложные термины, точные определения, нужные паузы отличали его речь.
Меня, конечно, поразило его красноречие и безупречное владение русским языком. Я не знаю, красноречив ли он на своём, аварском, но то, что по-русски он говорил совершенно – это точно. Позволю себе дать такую оценку экскурсоводу, изучая не одно десятилетие культуру речи и мастерство публичного выступления – риторику.
В Дербенте много достопримечательностей, мне же удалось подробно узнать о крепости Нарын-Кала, оборонительные стены которой поражают грациозностью и мощью. Уверена, что ни один турист, приехав в Дербент, не пройдёт мимо этой великолепной горной цитадели.
Старый город – важнейший и ценнейший архитектурный памятник. Гулять по нему – потрясающее удовольствие. Переносишься на много веков назад и чувствуешь себя комфортно и совершенно в своей тарелке. Заблудиться в нём – очень просто, он так устроен, а уж если заплутаешь – без гида не выйти.
Дагестан – это Сулакский каньон, Карадахская теснина, Салтинский водопад, Хунзахское плато, водопады Тобот и Итлятляр, Каменная чаша – всё это небывалой, не оставляющей никого равнодушными, почти неземной красоты. Не зря Лермонтов, один из самых любимых поэтов на Кавказе, восхищался:
О, южные горы... чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню Отчизны моей
Люблю я Кавказ.
В течение всей поездки по Дагестану и другим республикам Северного Кавказа я не слышала ни одного грубого слова, окрика, неудовольствия. Горцы добры, приветливы, гостеприимны. Поэтому так хочется ещё раз окунуться в необычайный мир гор и побывать теперь уже в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Так что – до новых встреч!
Знаете ли вы что?
Дагестан – страна гор, в которой проживает более трёх миллионов человек. Насчитывает 14 официальных языков, 17 национальностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и другие народности. Внутри России граничит с Калмыкией, Ставропольским краем, Чечнёй, Грузией и Азербайджаном. Главная вера – ислам, 96% населения республики – мусульмане. Самый длинный тоннель в России, 4300 метров – Гимринский, находится на территории республики.