Вы здесь

Спасли, накормили и отпустили

Тюлененка выпускают на Варандее

Нефтяники с месторождения имени Романа Требса провели уникальную операцию по спасению детеныша гренландского тюленя.

О том, как крохотная усатая малышка оказалась посреди Большеземельской тундры, почти в тридцати километрах от ближайшей береговой линии, видимо, мы так никогда не узнаем. Вместе с тем, в этой трогательной позитивной истории произошло сразу несколько других поразительных чудес, благодаря которым она и завершилась столь благополучно.

Равнодушных не было

Мир не без добрых людей. Первым заметил тюлененка на 27 километре межпромыслового зимника водитель. А ведь мог бы спокойно проехать мимо. Но не сделал этого.

– Сердце дрогнуло, – рассказал он позже.

Произошла встреча вечером 28 апреля на трассе, соединяющей месторождения имени Романа Требса и Анатолия Титова. Уже в 17.40 информация о том, что на промысле замечен детеныш тюленя, поступила в районную инженерно-технологическую службу (РИТС) бурения, а затем к руководству предприятия.

– В 18.20 я получил команду найти животное, оценить его состояние и принять меры по спасению, – рассказал «НВ» по телефону и.о. начальника РИТС ООО «Башнефть-Полюс» Алексей Никитин. – В течение 10-15 минут нами была организована поисковая группа из специалистов предприятия. На поиски выдвинулась колонна из двух вездеходов, аварийно-спасательное формирование и свободные от работы вахтовики. Выехали мы с месторождения имени Требса. А навстречу нам с Титова направились еще два вездехода с двумя специалистами и очевидцем, который первым увидел крохотное млекопитающее.

В дорогу нефтяники взяли с собой из промысловой столовой сырую мороженную селедку и питьевую воду: неизвестно сколько уже путешествовал по тундре маленький подкидыш. План и варианты действий по поиску и эвакуации тюлененка разрабатывались на ходу. Ситуация для такого крупного месторождения была нештатная, а потому к операции подключились специалисты из Нарьян-Мара и Уфы. По словам Алексея Максимовича, равнодушных в этот час не было...

– Примерно в 19.00 мы прибыли на то место, где нефтяники увидели тюленя, – продолжает рассказ начальник РИТС. – Погода была ветреная с небольшим снегом, а потому следов обнаружить сразу не удалось. Организовали пеший обход территории, растянувшись километра на полтора в ширину. Параллельно по периметру ехали вездеходы и наблюдали, чтобы какой-нибудь хищник не напал на нас: все-таки мы в тундре находились, а потому постоянно поддерживали связь по рациям со всеми участниками поиска.

Марафонец идет по маршруту

Тем временем, о находке вблизи Варандея уже были проинформированы эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF). Ситуация получалась просто уникальной: морское млекопитающее и так далеко от береговой линии.

Эксперт мурманского отделения WWF Иван Мизин в этот вечерний час шлет срочно в Нарьян-Мар «электронку» координаторам операции: «... уточните, если можно – есть ли там река неподалеку от места, где нашли тюленя? Это важно для понимания, как он туда вообще попал! Ибо, ну очень далеко, это марафонец какой-то...»

Русло небольшой реки Тюлисетосе действительно было неподалеку, однако оно еще замерзшее. И времени на другие уточнения уже нет совсем. Сотрудники управления безопасности компании почти на ходу выдвигают версию, что может быть, это дикие туристы или браконьеры «скинули» малыша... То есть, сначала взяли на борт, а потом испугались.

На дорогах около месторождений пункты контроля стоят очень серьезные. Причем наречие «очень» в этом предложении, что называется, ключевое. Чужие на таком крупном нефтепромысле не ходят и не ездят безнадзорно.

Тем временем прошло более трех часов с начала поиска детеныша, а результатов нет. Вездеходы останавливались почти через каждый километр, и люди «веером» прочесывали местность. Надежда найти детеныша угасала: темнеет и все никак не удается найти хотя бы следы. Шансов увидеть малыша с наступлением сумерек с каждой минутой все меньше, а тревожных мыслей все больше. Начиналась метель.

– В 21.30 мы приняли решение прекратить поиски, начали собираться в одном месте для формирования колонны и выезда на опорную базу промысла, – рассказывает Алексей Никитин. – Три экипажа добрались до точки сбора, мы ждали четвертый, как вдруг по рации раздалось долгожданное сообщение: «Я нашел след!»

Домой, в родную стихию

Все три экипажа колонной выдвинулись к месту долгожданной находки. Буквально через несколько минут, сквозь поднимающуюся метель, участники смелой и по-настоящему доброй операции, увидели в свете фар вездеходов темное пятно. Детеныш гренландского тюленя отважно, медленно и упрямо полз по низине между двух холмов в одном, только ему известном направлении.

Окружив с интересом маленькое млекопитающее, первым делом нефтяники накормили его рыбой. Животное на самом деле оказалось серкой – детенышем гренландского тюленя после линьки. Весом не более 10-12 килограммов. На нежданных гостей смотрело с большим любопытством, но без страха. Поел тюлененок с аппетитом, действительно, проголодался. Потом состоялась дружная фотосессия нефтяников с маленьким и выносливым подкидышем: многие из участников операции уже успели оповестить по телефону своих близких, что идут в этот вечер после вахты на сложное, но очень интересное и доброе задание.

– Связавшись с нашей службой безопасности, мы сообщили о находке и свои координаты, – завершает рассказ Алексей Никитин. – Коллеги вышли на МЧС и Фонд дикой природы, по рекомендации которых было принято решение о транспортировке серки до ближайшего открытого водоема в районе поселка Варандей.

Найденыша погрузили в вездеход. Путь подкидыша до родной морской среды обитания составил два часа. И вот он уже на берегу, нефтяники скормили ему остатки рыбы и отпустили в море. О чем думал в эти минуты подкидыш, так и останется загадкой. Скорее всего, о хорошем. Операция «спасение» завершилась в полночь, но главное, что завершилась благополучно.

– Это конечно удивительный случай, и на то, что животное, скорее всего, выживет – большие шансы, – прокомментировал «НВ» по телефону старший научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Мурманского морского биологического института РАН Владислав Светочев. – Дело в том, что самка гренландского тюленя кормит своего детеныша, примерно, две недели после рождения и затем оставляет его. Другой вопрос, как животное туда попало, это, действительно, загадка. Ведь там сейчас сплошной лед на реках, и по ним тюлени передвигаться не могут. Для ученых это удивительный факт: как мог тюлененок попасть так далеко, в отсутствии рек и открытой воды. Это какое-то чудо. А нефтяникам за то, что затратили столько сил и энергии, огромное спасибо. Я считаю, это была большая помощь, люди все-таки понимают, что надо помогать животным.