Вы здесь

Я б в писатели пошёл – пусть меня научат

Екатерина Коваль: Я не писатель, я только учусь. Литературная мастерская. Москва, апрель 2022 г. / Фото из личного архива

Не думала, что мой рассказ под названием «Мышка» поможет мне попасть на крутую литературную тусовку в Москве.

Я начинающий автор, прозаик, руководитель молодёжной литературной студии «Северус» при окружном Этнокультурном центре. Пробовать себя в литературном творчестве начала в 2019 году с написания небольших зарисовок для своих троих детей. Они подрастали, менялись и произведения.

Недавно сочинила рассказ «Мышка» о первой подростковой любви и направила его на конкурс «Мир литературы. Новое поколение». Совсем забыла про это, но тут на электронную почту поступило письмо с приглашением принять участие во Всероссийской литературной мастерской с 18 по 21 апреля 2022 года в Москве. Это проект АСПИ (Ассоциация союзов писателей и издателей) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

Как не закопать талант

 

Сначала я не обратила внимание на письмо, но организаторы прислали несколько СМС и даже позвонили. Тогда подумала, раз всё так серьёзно, то надо обязательно ехать, тем более коллеги из ЭКЦ меня поддержали.

На конкурс было прислано больше тысячи заявок, но только 170 начинающих литераторов из всех регионов страны отправились изучать литературное ремесло на семинарах известных российских писателей.

Открылась Мастерская в концертном зале Российской Академии музыки имени Гнесиных, где участников приветствовали Владимир Толстой – писатель-эссеист, праправнук Льва Толстого и другие известные в мире культуры и литературы персоны.

Сергей Степашин, президент Российского книжного союза, сказал: «Таланту надо помогать, а не закапывать. Молодым писателям нужна помощь». Сергей Шаргунов, российский писатель, общественный дея-
тель, председатель АСПИ, главный редактор журнала «Юность», отметил: «Конфликт отцов и детей всегда актуален, и мы должны не назидать, а помогать молодёжи. Каждый уехавший будет чувствовать, что он нужен».

После таких высказываний в торжественной обстановке я почувствовала себя частичкой чего-то грандиозного.

 

Не буквой единой…

 

Семинары проходили в Доме Ростовых – памятнике архитектуры Москвы. Льву Толстому эта усадьба послужила прообразом одноимённого дома в романе «Война и мир».

Руководителями моего семинара в блоке детской литературы были поэт из Калининграда, автор и член редколлегии журнала «Мурр+» Нина Саранча и автор книг для детей, член Союза писателей России Елена Машукова из Орла. Считаю, что мне повезло с наставниками. Они действительно горели желанием помогать и делиться опытом. Пообещали, что будут следить за нашим дальнейшим творчеством.

Было чему поучиться и у самих участников. У каждого – литературный багаж за плечами, которым они охотно обменивались. Например, библиотекарь из Санкт-Петербурга рассказала о книжных новинках, о том, какой автор в каком жанре работает и для какого возраста пишет.

Каждый день в Центральном доме литераторов проходили мастер-классы мэтров культуры. Кинорежиссёр Карен Шахназаров ответил на множество вопросов о профессии и не только. Поэт-эссеист Дмитрий Воденников посоветовал найти к себе ключ и только потом писать.

Президент Российской государственной библиотеки (Ленинки) Виктор Фёдоров продемонстрировал редкие первые издания книг классиков и пояснил, что при всём уважении к автору, книга – это коллективный труд. Главное, чтобы автору было что сказать будущему читателю.

Тесно пообщались с профессионалами на круглых столах. Там мы обсуждали вопросы общения корифеев и молодых литераторов, проблематику творчества на периферии.

Нам рассказали, что нужно знать издательский мир (какие жанры актуальны, в каком именно издательстве), использовать региональный компонент. Советовали учиться быстро и ёмко рассказывать о своих текстах, упомянули, что нужно быть готовым к отказам издательств. Был задет животрепещущий вопрос: как заинтересовать издателя своей рукописью. У меня сложилась цельная картина о взаимодействии писателя и издателя.

После каждой встречи было о чём задуматься, проанализировать, каждый разговор-диалог нёс глубокий смысл. Многие слова запали в душу.

 

Теорию в практику

 

Ритм Мастерской был бешеный, соответствующий Москве. Организаторы подготовили плотный график, и мы полностью погрузились в мир литературы. Один раз утром, направляясь в трансфере на семинар, на соседних креслах молодые поэты устроили батл и на весь автобус читали стихи собственного сочинения. Невольно подумалось, что литература – это целый мир, и он будет жить вечно.

Мастерская была организована на высоком уровне. Не было накладок, всё прошло здорово! Я готова делиться полученными знаниями с коллегами и начинающими авторами.

Творческую молодёжь округа приглашаю в студию «Северус». Пусть это станет первым этапом на литературном поприще.

А что «Мышка»? Возможно, в скором будущем напишу цикл рассказов об этой непредсказуемой особе, которая так удачно привела меня в эпицентр писательской кухни.


 

Отрывок из рассказа «Мышка»

В небольшом уютном кабинете у доски классный руководитель Анна Сергеевна, молодая учительница, объясняла ребятам новую тему урока. Вдруг внимание всех привлекло шебаршение и какая-то возня около мусорной корзины в углу кабинета позади учителя.

Мышь! Как только дети поняли это, тут такое началось: визг, крики, девчонки и некоторые мальчишки повскакивали на стулья, а Вовка Гайкин даже спрятался за книжный шкаф. Мышка сама, по-видимому, испугавшись больше, чем дети, металась у стены. Люся вдруг остро поняла, что чувствовала норушка в этот момент! Сердечко девочки забилось чаще. Учительница пыталась успокоить класс, призывая ребят прекратить панику, но и сама в испуге, растерянности медленно отступала за учительский стол.

И тут Люся неожиданно для всех без спроса поднялась из-за парты. Она направилась прямо к бедному животному, под удивлённые взгляды одноклассников взяла в ладони мышку, приговаривая: «Маленькая, страшно тебе? Ничего не бойся. Я не дам тебя в обиду».

Одноклассники застыли с открытыми ртами. Анна Сергеевна, опомнившись, попросила Люсю вынести мышь на улицу и тщательно вымыть руки. Выйдя на крыльцо школы, девочка опустилась на коленки, раскрыла ладошки и выпустила мышку на мягкий снег. Та помчалась в сторону ближайшего сарая и ловко юркнула в щёлку в стене. Люся помахала мышке вслед и вернулась в класс. Ребята смотрели на обычно такую тихую незаметную одноклассницу совсем другими глазами. Из застенчивой девчонки она вдруг превратилась для них в смелую и решительную, чему позавидовали даже мальчишки!

А Люся просто очень любила животных.

Она сидела за партой и чувствовала, что ребята смотрят на неё. Чувствовала она и то, что вдруг изменилась сама, стала увереннее, свободнее, как будто что-то тяжёлое упало с плеч. С этими мыслями девочка не заметила, как расправила плечи и перестала сутулиться. В Люсе не появилось ни капли гордыни, она просто интуитивно почувствовала дружелюбный настрой и интерес со стороны одноклассников.

В один момент всё вокруг изменилось, будто открылась дверь в новый чудесный мир.