Вы здесь

Грузы идут – порт живет

В советские годы у столицы Ненецкого округа был ряд «визитных карточек», о которых знали очень многие. Наряду с песней «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар» в их число входил и морской порт.

В период навигации он принимал суда не только из городов СССР. Нередко здесь швартовались и зарубежные торговые корабли. А городские школьники тех лет, показывая кому-нибудь за пределами округа родную точку на карте Советского Союза, с гордостью указывали на маленький синий якорек условного обозначения – город-порт.

Идут года, десятилетия, окружная столица меняется, становится красивей и выше. Что говорить, даже общественный строй изменился за последние 25 лет. Но неизменным остается одно – стрелы тяжелых кранов над линией горизонта, «Гансов» да «Альбатросов».

Вообще начало морского судоходства в регионе в царское время было связано с развитием лесоперерабатывающей промышленности. Первое морское судно «Двина» пришло на Печору за древесиной в 1860 году.

С 1865 года стали осуществляться и пароходные рейсы один-два раза в год. Транспортировка шла между Архангельском и устьем Печоры, где у деревни Куи располагалась пристань. Со строительством лесозавода «Стелла Поларе» (1903 год) корабли (в основном шведские) стали заходить к нам чаще.

Дальнейшее развитие морского судоходства связано с освоением природных богатств и развитием Северного морского пути уже при советской власти. Почти 86 лет назад – 27 октября 1931 года – на базе морского агентства был открыт Печорский морской торговый порт. Для того, чтобы до Нарьян-Мара могли доходить более тяжелые корабли, с середины 30-х годов стали регулярно проводиться дноуглубительные работы.

В 1939 году наш морской торговый порт обслуживал побережье Баренцева и Карского морей тремя грузопассажирскими судами.

Трудно переоценить роль моряков и речников Ненецкого округа в 60–80-е годы прошлого столетия, когда шло становление геологоразведки на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

В 1990 году был побит рекорд грузооборота морского порта. Он составил 449 тысяч тонн. А с 1994-го объемы стали резко сокращаться. И только в 2016 году начался рост – до 200 тысяч тонн в год. Хотя в настоящее время мощности порта позволяют перерабатывать примерно на сто тысяч больше.

Накануне Дня работников морского и речного флота старожилы порта вспоминают, что здесь на протяжении десятилетий складывались целые династии. У всех на слуху фамилии Дуркиных, Спирихиных, Одеговых...  Действует и Совет ветеранов под председательством бывшего лоцмана Валентина Тярасова.

И сегодня морские ворота Нарьян-Мара – это значимый логистический пункт доставки грузов в округ.

По словам капитана порта Владимира Буданова, в этом году навигация в НАО открылась позже обычного, тем не менее все запланированные объемы перевозок грузов будут выполнены. 

А нам остается лишь пожелать нашим морякам и речникам – хорошей погоды и семи футов под килем!