Вы здесь

А много ль корова дает молока?

Своих питомцев надо любить, тогда все получится, уверена Людмила Попова

Люди неохотно занимаются сельским хозяйством, скот держат единицы, в селах почти не осталось коров, большинство огороднических участков заброшены. Тяжелый физический труд не каждому под силу, а оснащенность хозяйств техническими средствами и приспособлениями из-за высоких цен оставляет желать лучшего. Какие еще проблемы позволит выявить, а со временем, возможно, и частично ликвидировать Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года?

Переписчику – зеленый свет

Сельхозперепись проходит с 1 июля по всей стране под лозунгом «Село в достатке – страна в порядке». Однако на сегодняшний день, увы, это всего лишь красивая фраза, не имеющая ничего общего с реальным положением дел. И только кардинальное реформирование сельского хозяйства в России способно исправить положение.

– Это как выборы. Каждый может сказать, что выборы – ненужная вещь, и не пойти на голосование, а потом ругать власть. Так и перепись, кому-то кажется, что она ни к чему, а когда дело коснется реформ сельского хозяйства, окажется что это было очень нужно, – рассуждает специалист Ненецкого отделения Росстата Татьяна Золотуева.

Основной сельскохозяйственный потенциал страны сосредоточен, конечно же, не на Крайнем Севере, но и у нас есть что переписывать.

В сельских населенных пунк-тах обследованию подлежит каждое домохозяйство, а в городе производится машинная выборка участков среди всего массива адресов. Таким образом, в Нарьян-Маре переписчикам предстоит обойти 304 участка, еще порядка 200 в поселке Искателей и все домохозяйства в селах и деревнях округа.

– Мы постарались уведомить граждан о проходящей переписи, раздавали информационные листовки, была реклама по телевидению, однако до сих пор многие встречают переписчиков настороженно, опасаются, что вслед за нами придет, к примеру, налоговая инспекция с проверкой. Хочу заверить, никакой секретной информации мы не выведываем, а адреса из программы будут впоследствии удалены, это конфиденциальные данные, – продолжает Татьяна Золотуева.

Она – единственный переписчик на весь город, и признается, что встречают ее по-разному, кто-то знает о переписи и ждет, а есть и такие, кто реагирует резко негативно и категорически отказывается предоставлять данные.

Конечно же, участие в переписи – не обязаловка, однако и общение с переписчиком не отнимет у вас много времени, вся процедура рассчитана на 15–20 минут.

Переписчик приходит с удостоверением, маршрутным и переписным листами, интересуется, ведете ли вы сельское хозяйство, имеете ли огороднические участки и как используете посевные площади. Вот основные вопросы.

Есть населенные пункты, где перепись уже завершена. Это – Харута, Великовисочное, Тельвиска, Макарово, Устье и поселок Искателей.

День окончания сельхозпереписи 2016 года – 15 августа, но ее итоги будут подведены только в 2017 году.

Мясо, яйца, молоко – все домашнее, свое...

Людмила Попова переписчика встретила радушно, пригласила в дом.

– Понимаю, что каждому человеку надо выполнить свою работу, хотя во многообещающие результаты сельхозпереписи не особо верю, – махнула рукой она. – Раньше в каждом доме была корова, а теперь старики не могут, а молодые не хотят, ленятся, – продолжает Людмила Анатольевна.

Сама она ведет личное подсобное хозяйство вдвоем с мужем Николаем Георгиевичем вот уже 16 лет. За свежим молочком к Поповым спешат и нарьянмарцы, и жители поселка Искателей. Клиентов много, бывает даже не хватает на всех, спрос превышает предложение. Сельское хозяйство для Поповых – это дополнительный источник финансовых средств.

В хозяйстве у них три дойных коровы: Майка, Апрелька и Снежинка, три теленка: Малыш, Вишня и Кузя, шесть свиней, 14 кур-несушек, один петух, два барана, две овцы и три кролика. Ну и плюс к этому еще две кошки и три собаки, куда ж без них! Но это уже, скорее, члены семьи.

– В месяц мы обычно реализуем в пределах тонны молока, – рассказывает Людмила Анатольевна и сетует на большие затраты на сено. – В прошлом году стали давать дотацию на молоко – по сто рублей за литр, а в этом году урезали до 29 рублей, – горестно качая головой, продолжает моя собеседница.

Конечно, было бы выгодно держать скот у себя во дворе, многие давно бы уж обзавелись коровами и свиньями. Но, увы, мало того, что это тяжелейший труд, так и крупной прибыли он не приносит. Так что здесь все, скорее, держится на энтузиазме и любви к своему делу. Ну и, разумеется, на столе все свое, выращенное собственными руками, экологически чистое: молоко, яйца, говядина, свинина, баранинка...

Николай и Людмила Поповы пришли к мысли завести скотину не случайно. Их профессии никак не связаны с сельским хозяйством, однако у обоих родители всю жизнь держали коров, кур, овец. Людмила Анатольевна выросла в деревне на Украине, говорит, уже в четвертом классе научилась управляться с коровой. Для нее и сейчас поутру прыгнуть в лодку, завести мотор и переехать на другой берег реки, где на лугу пасутся Майка, Апрелька и Снежинка, и подоить их – дело привычное.

Корова – умное животное

– В Нарьян-Маре мы жили сначала в квартире, а когда переехали сюда, в родительский дом мужа, в 1999 году, то завели сначала кур, потом купили корову, а там пошло-поехало, – машет рукой и смеется Людмила Попова.

Сейчас коровы пасутся на лугу за рекой. Дважды в день: утром и вечером, она ездит к ним на дойку.

На вопрос, сколько времени в сутки отнимает уход за животными и их кормление, она отрапортовала:

– Утром полтора часа, вечером полтора часа, итого три часа в день, чтобы всех накормить и убрать за ними.

Курятник, свинарник, телятник... Людмила Анатольевна крутится как белка в колесе, но усталости, кажется, не замечает. Так ведь ко всему этому вдобавок она еще и работает, а сейчас, пока находится в отпуске, нянчит внучку. У Поповых трое детей и пятеро внуков, все живут в Нарьян-Маре, навещают почти каждый день, помогают сено косить, особенно средний сын, Георгий, без которого родителям было бы не справиться.

Постепенно семья обзавелась необходимой техникой, и сейчас в хозяйстве есть грузовой автомобиль, доильная установка, сепаратор для молока. Но доить коров Людмила Анатольевна все же предпочитает вручную, говорит, так привычнее.

– Мне это не в тягость. Наоборот, зайдешь в хлев, поговоришь с коровушками, и на душе станет веселее. Корова – умное животное, все понимает. Наши буренки услышат звук мотора и бегут навстречу, мычат, а если чужая лодка пристанет к берегу, ни за что не подойдут! – улыбаясь, рассказывает Людмила Попова о своих подопечных.

У нее не бывает выходных и праздников, она не может позволить себе уехать в отпуск, но такой образ жизни ей по душе.

Когда мы прощались, я спросила совета у супругов Поповых, так, на всякий случай:

– Кого завести в домашнем хозяйстве новичку?

– Лучше всего начинать с кур-несушек, с ними хлопот поменьше, кинул зерна, и они сыты, – подумав немного, отвечают Людмила Анатольевна и Николай Георгиевич. – Но, в любом случае, надо понимать – это большой труд и серьезная ответственность.


Кстати…

Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года стартовала 1 июля и завершится 15 августа. Переписью предполагается охватить в стране 40 тысяч сельскохозяйственных организаций и предприятий, свыше 150 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и около 50 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, под перепись подпадут около 15 миллионов личных подсобных хозяйств в сельских поселениях и 3,4 миллиона (с учетом выборки) в городах, 76 тысяч садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, включающих 1,7 миллиона (с учетом выборки) земельных участков.


Языком цифр

Сельхозперепись проводится в России один раз в десять лет, последний раз она была в 2006 году. Тогда в Ненецком округе было переписано около 5,5 тысячи личных подсобных хозяйств и 22 сельскохозяйственных организации.

Всего, по данным на 2006 год, по округу было зарегистрировано 3 028 голов крупного рогатого скота, из них 176 коров держали частники; 41 свинья, из которых пять – в личных подсобных хозяйствах; 702 курицы, из них 364 – у частников.

Что касается северных оленей, то их на 2006 год в Ненецком округе насчитывалось около 210 тысяч голов. В личных подсобных хозяйствах было зарегистрировано 54 тысячи голов.