Вы здесь

Надо – значит будем делать, – говорила Доктор Рена.

Подвиги героев стремятся увековечить в памяти поколений. Слагают стихи, из уст в уста передают легенды, поют песни. Именами героев называют города, улицы, заводы, школы. И больницы, чтобы увековечить имена выдающихся медиков – подвижников, трудами которых спасены тысячи жизней.

Талантливых, умных и грамотных врачей много. Но чтобы остаться в людской памяти, этого недостаточно. Нужно быть самоотверженным. То есть отвергать без сожаления свои интересы во имя пациентов, любить их, сочувствовать, сопереживать, воспринимать их боль как свою собственную. Только тогда удаётся сделать невозможное, только тогда медицина становится искусством врачевания.
В числе таких докторов – Рена Ивановна Батманова (в девичестве Старцева).
Судьба привела её в Ненецкий национальный округ в 1933 году.
Здесь тогда начиналось бурное строительство. Но медицинская сеть округа была крайне слабой и не могла справиться с важнейшей задачей – обеспечить медицинской помощью растущее население.
Из годовых отчётов за 1950 год (архив Ненецкой окрбольницы, дело № 1) мы узнаём, что в 1933 году на весь округ было всего 5 больниц на 32 койки и 10 фельдшерско-акушерских пунк-тов. На весь округ – 6 врачей и 21 фельдшер. И это на Крайнем Севере с его огромными расстояниями и при отсутствии транспорта (кроме оленьих и собачьих упряжек)!
Первое время больные к молодому врачу не шли. Но после того, как она спасла умирающую роженицу, ситуация резко изменилась. Народ её признал. Очевидцы вспоминали, как Рена Ивановна принимала тяжёлые роды прямо в дороге, как оперировала больных на местах, даже в чуме. Как блестяще ставила сложные диагнозы и этим спасала пациентов. Она не знала покоя ни днём ни ночью. На приёмах сидела до последнего пациента. Её любили и ласково называли «Доктор Рена».
Работать ей приходилось при наличии тяжелейшего дефицита всего – кадров, оборудования, медикаментов. Не было санитарной авиации, скорой помощи, лаборатории, рентгена, пункта переливания крови. В начале 30-х годов на весь округ был только один (!) аппарат для измерения артериального давления. Ночью электричества не было, и оперировать приходилось при свете керосиновой лампы, керосина тоже не хватало.
Дефицит лекарств – страшное зло. Знаешь, что больному помочь можно, но нечем. И тогда Рена Ивановна начала изучать народную медицину. Люди охотно делились с ней своими знаниями, помогали собирать травы, корни, ягоды, и вскоре методы народной медицины стали широко ею использоваться.
1939 год. Остро стоит вопрос кормления маленьких детей – и Рена Ивановна организует молочную кухню.
1940 год. Сорван план прививок – нет прививочного материала. Вскоре, в трудные годы войны, возникла вспышка кори, сыворотки нет. Рена Ивановна нашла выход из положения: организовала приготовление лечебных сывороток из крови близких родственников больных. Методику осваивали фактически в походных условиях. Получилось!
Нужда заставляла проявлять чудеса. Девизом Рены Батмановой были слова: «Надо – значит будем думать, делать, доставать, организовывать». Благодаря её усилиям, появилась скорая помощь и санитарная авиация, лаборатория, рентген, служба переливания крови, детская молочная кухня, детские ясли, школа медсестёр и многое другое.
Хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, организация здравоохранения – круг её знаний был обширен, она была уникальным специалистом.
В годы войны многие врачи округа ушли на фронт. Рена Батманова работала одновременно и в хирургическом, и в гинекологическом, и в родильном отделениях, выезжала к пациентам на дом. В больнице была одна лошадь для выездов. Из стойбищ за доктором приезжали на оленях или собаках.
Можно смело сказать, что с приездом Рены Ивановны началась новая эпоха в оказании медицинской помощи жителям округа. Но одна она, конечно, многое не смогла бы сделать. Нужна была команда единомышленников, талантливых и работоспособных медиков, беззаветно преданных своему делу. И Рена Ивановна создала её. Такое могло быть под силу только человеку с сильным характером, имеющим талант Учителя, человеку, которого люди уважали и любили, каждому слову которого верили.  
К санпросветработе привлекала всех врачей и средний медперсонал. Она ввела в практику работы стационаров обучение пациентов оказанию первой помощи, навыкам простейших медицинских процедур. Это делали медицинские сёстры, каждая вела свою тему, имея набор учебных пособий. Увы, этот опыт на сегодняшний день утрачен.
К сожалению, в 1960 году сгорели архивы, и мы не можем предоставить подробные статистические данные. Известно, что под руководством Рены Ивановны медики успешно боролись с такими болезнями, как дизентерия, брюшной и сыпной тиф, корь, дифтерия, цинга. Например, в 1945 году по сравнению с 1943 годом заболеваемость по округу значительно снизилась. Ликвидированы вспышки кори, сыпного и брюшного тифа.
По сохранившимся отчётам можно узнать, что лечебная сеть в округе постоянно развивалась. Так, в 1940 году было 13 больниц с числом коек 202 и 19 медицинских пунктов в тундре, а в 1960-м – 18 больниц на 390 коек и 44 медицинских пункта. Это строилось в годы послевоенной разрухи!
С тех лет и до самого последнего времени было чёткое разделение функций окрздравотдела и окружной больницы в сельской местности: окрздравотдел решал административно-хозяйственные и кадровые вопросы, а окрбольница – лечебно-профилактические и организационно-методические. Соответственно, заведующий окрздравотделом и главный врач окрбольницы работали каждый по своему направлению. Но стратегические задачи, например, где и как расширять лечебную сеть, они решали вместе. Важно не только хорошо построить новую больницу или ФАП, но и наполнить их жизнью. Здесь роль Рены Ивановны огромна.
Всего Рена Ивановна посвятила здравоохранению Ненецкого округа 38 (!) лет жизни. Лечащий врач, заместитель главного врача, главный врач Водной больницы севздравотдела (больницы водников), окружной больницы, инспектор окрздравотдела – сухое перечисление должностей, которые она занимала. Но прежде всего она была Врачом с большой буквы, врачом от Бога и занималась лечебной работой независимо от должности. Она была прекрасным клиницистом.
Рассказывая о замечательных результатах профессиональной деятельности врача Рены Ивановны Батмановой, невольно задумываешься о том, какая она была в личной жизни. И вообще, была ли у неё личная жизнь?
С удивлением и радостью мы отвечаем на этот вопрос: да, у неё была прекрасная семья, любимый и любящий муж, талантливый инженер-связист, четверо детей и двое приёмных мальчиков погибшей сестры Клавдии. Большая дружная семья. И это при том, что круглые сутки она была на работе. Сказался дух семьи, атмосфера радости творения добрых дел.
Все дети выросли, получили хорошее образование, сыновья Олег и Игорь стали врачами, Тамара – преподавателем, Клава –  радиоинженером.
Сыновья сестры, которых они приняли в свою семью, тоже смогли реализовать себя. Анатолий Дмитриевич Артеев внёс неоценимый вклад в историю НАО, геологоразведки, строительства, запомнился как бессменный, вездесущий, грамотный второй секретарь Ненецкого окружного комитета партии. Альберт окунулся в науку, его институт в Обнинске разработал реактор с жидкометаллическим теплоносителем для подводной лодки, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса – как самая быстроходная в мире.
Родина высоко оценила работу Рены Ивановны на поприще врача-лечебника, врача-организатора в сложном арктическом регионе. Приказом наркома здравоохранения СССР от 03.08.45 г. она награждена значком «Отличник здравоохранения», Указом Президиума ВС СССР от 16.05.50 г. ей присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР».
Мы много говорим о роли личности в истории, но при этом забываем о тех, кто живёт и работает рядом с нами. Роль великолепного врача и организатора здравоохранения Рены Ивановны Батмановой в истории Ненецкого автономного округа переоценить невозможно.
Имя её должно остаться в памяти потомков в знак уважения и признательности.

Татьяна Николаевна Зуева,
ветеран здравоохранения Ненецкого автономного округа