Вы здесь

Выразить то, что невозможно описать!

У Елизаветы Езынговой, члена Союза писателей России, страсть к литературному творчеству проснулась ещё в школьные годы.

 

Есенин помог

– Помню, на уроке русского языка нам предложили написать сочинение на тему о земле, – вспоминает Елизавета Алексеевна. – Перед этим мы прочитали несколько классических произведений русской литературы. Мне тогда очень понравилось стихотворение Сергея Есенина «Пороша»:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Прочитала эти строчки и поразилась их красоте и простоте. Когда писала сочинение, у меня в голове всё время были эти есенинские стихи. Мой первый литературный опыт оценили, сочинение зачитывали перед классом, а потом и на педсовете.
После первого прикосновения к тайне созидания произведения школьница продолжала размышлять о многих вещах, явлениях. Мир из обычного и рутинного стал превращаться в удивительный и праздничный, наполненный сокровенной красотой и тайным смыслом. Она хотела познавать его и описывать так, как видит, слышит, чувствует.

Повороты судьбы
Елизавета Езынгова родилась в Нарьян-Маре, училась в школе-интернате. После её окончания твёрдо решила, что будет писателем и намеревалась поступать в литературный институт. Но тут, как бывает в романах, в планы вмешалась любовь. Возлюб-ленный поступил на физмат, а Лиза решила, что чувства дороже освоения писательского ремесла, и поехала в Ленинград вслед за молодым человеком. Поступила на тот же факультет. Чем закончился её первый не литературный роман, история умалчивает.
После окончания вуза наша героиня вернулась в округ и 19 лет преподавала математику и физику в средней школе села Великовисочного. Регулярно вела дневниковые записи, где отмечала интересные случаи из жизни, делала зарисовки, описывала разные забавные истории.
В 2002 году написала повесть «Ягоды можжевельника», а самым первым читателем её ранних произведений стал знаменитый мансийский писатель Юван Шесталов. Он и благословил начинающего автора на продолжение творческих поисков и своего места в большой литературе. Позднее она принесла первую повесть Алексею Пичкову, мэтр также был очарован прозой молодого литератора и посоветовал поскорее выпускать книгу и вступать в Союз писателей.
В журнале «Двина» и газете «Няръяна вындер» публикуются главы из повести и статьи об авторе.
Что и говорить, первая книга – это всегда потрясение для её создателя. В процессе написания он весь там, внутри повествования, растворяется в жизни героев, а после печати произведение начинает жить отдельной жизнью, так или иначе влияя на читателей.
– Конечно, – говоря об истоках творчества, замечает Елизавета Езынгова, – всё идет из раннего детства. Помню, как играла кубиками, пыталась выстроить какую-то башню, а у меня не получалось. Я очень сердилась. Вдруг по радио слышу:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли.

Я не знала, о ком была эта песня. Но магия слов поразила. Сидела и слушала как зачарованная, забыв про кубики и башню. И про своё плохое настроение. Вот с таких, совсем ещё детских открытий, наверное, всё и начинается.
Книгу «Ягоды можжевельника» издали небольшим тиражом по подписке читателей. К осени 2005 года Елизавета Езынгова закончила работу над романом «Снегурка», который был опуб-ликован в этом же году, а в следующем – тиражом 1 000 экземп-ляров и в твёрдой обложке была переиздана книга «Ягоды можжевельника».
18 ноября 2005 года на заседании выездного секретариата правления СПРФ в Арзамасе Елизавету Алексеевну приняли в Союз писателей России.
В 2012 году на торжественном собрании в столичном театре «Эрмитаж» героине нашего материала вручили Международную литературную премию «Полярная звезда». Кстати, эту награду она получала вместе с одним из лучших писателей северо-запада Михаилом Поповым и героем России и Советского Союза Артуром Чилингаровым. Кроме того, была удостоена диплома за третье место в номинации «Сказки и рассказы для детей» за книги «Ягоды можжевельника» и «Снегурка». В 2015 году вышла третья её книга «Старый дневник».

Творчество – это тайна
Уже не один год Елизавета Алексеевна вынашивает замысел новой книги.
– Хочу создать героя без имени, – делится она планами, – вот он, такой обычный и простой, но безымянный, идёт по земле, смотрит, разговаривает, оценивает, но никак не назван. Я здесь и не здесь, я весь и не весь, я везде и нигде. Над этим очень интересно размышлять…
По мнению литератора, любое настоящее творчество – это тайна. Психологи бьются над ней веками, но до конца так и не могут разгадать. Озарение, вдохновение – это да. Но это порыв, который быстро проходит. Важную роль играют черты характера автора, насколько он поглощён своим детищем, насколько упорен и усидчив, чтобы воплотить замысел в жизнь. По мнению прозаика, путь к писательству, как и равно к любому другому ремеслу, лежит через ежедневный и кропотливый труд. И всем начинающим авторам она может посоветовать только одно – трудиться над словом каждый день.
– Иногда говорят, – резюмирует она, – вот было так хорошо, что не могу это выразить! Так вот писатель должен стремиться высказать даже то, что невозможно описать.
На вопрос о хобби признаётся, что любит путешествовать.
– Первые походы были по России. Видимо, страсть к открытию для себя новых мест у меня в крови. Путешествия нужны, чтобы кровь не застаивалась. Таиланд люблю из-за прекрасных жителей: их глаза излучают так много тепла и дружелюбия, что невольно заражаешься этим чувством. Во Вьетнаме такого не ощутила. В Египте тебя любят за твой кошелёк, за то, что в какой-то момент ты вдруг раскроешь его и поделишься парой-тройкой хрустящих бумажек. Постоянно видишь немое канючение во взглядах египтян: «Дай, дай, дай, у тебя ведь денег много, а за это я тебе вот чего сделаю!»

Когда душа засыпает
– А что вас радует и что огорчает в жизни? – задали мы вопрос героине материала. На секунду задумавшись, ответила:
– Кто-то из докторов сказал мне, что я гелиозависимая. Вот и тянет поближе к солнцу. Очень люблю белые ночи! Когда солнце сутками не заходит. Ненавижу полярную ночь и постоянно недоумеваю, как это меня угораздило в её разгар появиться на свет. Захожу в кабинет, а сонные студенты лениво поднимаются из-за парт (Елизавета Алексеевна с 2000 года преподаёт в проф-техучилище физику и астрономию. – Прим. «НВ»). Усаживаю их, некоторые тут же засыпают, подперев ладонью подбородок. А я включаю в голове «проигрыватель» с нужной темой, пишу на доске, объясняю, прорешиваю задачки. И при этом чувствую, как душа моя безмятежно спит, уютно свернувшись клубочком. Как котёнок на завалинке.

Работа есть работа…
На вопрос о профессии педагога наша собеседница отвечала так же просто и искренне, как и о писательском ремесле.
– Люблю свою работу. Ребят люблю. Столько тепла от них идёт! Стараюсь возвращать сторицей то, что они мне дарят. Представьте такой момент: пока в кабинете мои ученики, мне тепло, стоит им уйти на перемену, и я начинаю зябнуть. Иногда поймаешь взгляд какого-нибудь студента, а в нём столько радости и благодарности только за то, что он начинает понимать новую тему, стал самостоятельно решать задачи. И это тоже счастье. Я ведь сама не меньше ребят радуюсь их успехам.
В конце беседы мы спросили Елизавету Езынгову, а как ей удаётся сочетать физику с лирикой? Ведь они вроде бы так далеки друг от друга:
– Сама не знаю. Порой думаю, что педагогический труд отнимает у меня время от литературы. Но что поделать, если люблю и то, и другое. На литературу остаётся лето с его белыми ночами. Стараюсь работать.