Вы здесь

В доме, где резной палисад

Один из красивых домиков Вологды / Фото автора

«Северное диво» – так называлась наша поездка по Вологодской области

 

Оправдало ли себя красивое словосочетание? Мне сложно судить, дело за тобой, уважаемый читатель.

Туристам предлагалось самостоятельно добраться до железнодорожной станции «Череповец». После того, как вышли на перрон, нас, прибывших впервые в этот город, поразил чистейший воздух. Дышалось легко и свободно! Помнится, в ушедшем XX веке Череповец был одним из самых загрязнённых городов Советского Союза. Сегодня же он, наряду с Вологдой, считается комфортным для жизни. В каждом из них проживает более 300 тысяч жителей. Пятьдесят процентов череповчан трудятся на металлургическом комбинате «Северсталь» и на крупнейшем в России производителе минеральных удобрений «ФосАгро».

Нас ожидал приветливый гид. С корабля на бал была запланирована экскурсия по городу. Первый памятник, предложенный нашему вниманию – девочка, держащая в руках большой кусок бисквитного рулета, наверху – вишенка. Потрёшь её, и сладкая жизнь тебе обеспечена! Так-то вот. Со многими странами сотрудничает Череповец и, если где-нибудь увидите надпись «Русский бисквит», знайте, что это привет из Череповца. Город – не только крупный металлургический центр, который даёт металл стране, но и угощает полмира вкуснейшим бисквитом. А ещё Череповец входит в туристическую ассоциацию «Серебряное ожерелье России», ему есть чем удивить и порадовать искушённого путешественника.

Город находится на реке с удивительным названием Шексна. Я тут же заинтересовалась: откуда к нам в язык пришло не по-русски звучащее слово? Оказывается топоним (географическое название) Шексна был упомянут в «Повести временных лет» аж в 1071 году! Существуют различные его толкования, последнее – от древних финно-угорских слов, которые обозначают левый приток, поросший осокой. Что ж, пусть будет так. На мой взгляд, это определение самое подходящее. Протяжённость реки – 139 километров, впадает в Волгу возле города Рыбинска, который мне хотелось бы посетить. Надо же, случайная встреча – и вот уже зародилась идея побывать в нём, легендарном Рыбинске, где, насколько мне известно, изготовляют знаменитые «бураны».

Живописные места полноводной Шексны дополняет грандиозный Октябрьский мост – первый вантовый мост в России (тип висячего моста, который соединяется с берегами стальными тросами-вантами, они расположены по системе «арфа» и, как натянутые струны, удерживают сооружение. – Прим. авт.). Кстати, Октябрьский мост – единственный, в оформлении которого использованы элементы в виде вологодского кружева. Череповецкие набережные, обустроенные и уютные, украшают город. Пройтись по ним – сплошное удовольствие!

Визитная карточка Череповца и его сердце – Советский проспект, красивейшее городское пространство, оформленное стильно, оригинально и с большим вкусом. Гуляя по нему, можно увидеть «Биг Бен». Знаменитая башня с часами – достопримечательность Лондона. Но Череповец не лыком шит: подобное сооружение украшает и город на Вологодчине. Здесь же, в центре, можно узнать, что такое Криули. Оказалось, что это бывшая торговая площадь, которая так названа потому, что её окружают маленькие кривые переулки. Можно насладиться красотой обновлённых, с иголочки, особняков, когда-то принадлежащих богатейшим купцам и промышленникам.

У Череповца впечатляющая история и яркие талантливые уроженцы: поэт Серебряного века Игорь Северянин, художник Василий Верещагин и его брат, создатель вологодского масла и изобретатель российского сыра Николай Верещагин.

Череповец сумел удивить, влюбить в себя и кардинально поменять представление о нём, соединив в себе атмосферу купеческого городка XIX века и мощную индустриальную романтику. Старинные здания из красного кирпича – уникальный исторический облик Череповца, которым стоит полюбоваться.

 

Тотьма

 

Побывать в знаменитой Тотьме – моя давняя мечта. Я много слышала о красоте этого вологодского городка, его оригинальности и неповторимости.

Есть в России населённые пункты, в которых история повсюду, на каждом шагу. Тотьма – один из них. Он входит в список особо ценных исторических мест нашей страны. Но получить это звание однажды и на века – невозможно. Каждые пять лет надо обязательно его подтверждать. «Мы стараемся!» – застенчиво и в то же время с гордостью призналась экскурсовод. За несколько столетий существования городка (год основания – 1137-й, примерно 8 600 жителей) многое осталось нетронутым. Два храма в центре города завораживают своей красотой: высота, стройность, устремлённость вверх напоминают силуэты парусных кораблей, готовых взметнуться в небесную синеву. Картуши – ключевая особенность храмов. Примечательно, что Тотьма имеет собственный архитектурный стиль – тотемское барокко. Особенность его в том, что элементы декора – это не лепнина, как в классическом барокко, а часть кладки стены. То есть, как я понимаю, он дополнялся декоративными элементами не после возведения храма, а украшения наносили сразу во время строительства. Для этого использовали фигурный кирпич.

В Тотьме издавна занимались добычей соли: копали шахтные колодцы, из которых поднимали воду и выпаривали кристаллы. Также город носит гордое название – Родина мореплавателей. «Вдали от моря?», – спросите вы. Да, здесь состоятельные купцы снаряжали корабли в далёкие экспедиции на промысел пушного зверя. Река Сухона, на которой стоит город, является притоком Северной Двины, несёт свои воды в Белое море. Так что добраться до моря можно было без проблем.

Чтобы понять атмосферу Тотьмы, необходимо заглянуть в Тотемские дворы. Там, в этих самых двориках – все прелести северной несуетливой жизни: колодцы, грядки, сарайки (не сараи, а именно сарайки), бельевые верёвки. Кстати, интересно послушать воспоминания замечательной женщины, старожила Нарьян-Мара. Вот, что она рассказывала: «По весне, когда светит ослепительное солнце, во дворах города начинались соревнования, соперничество, смотрины – называйте, как хотите. После жестоких морозов вывешивали на верёвках постельное бельё, полотенца, всё, кроме нижней одежды. Её сушить на улице считалось неприличным. Хозяйки скрытно рассматривали белизну, искали погрешности, определяя самую главную чистюлю». Рассказчицы уже давно нет, а мне помнится её история, с которой захотелось познакомить и вас, читателей.

Особое место среди достопримечательностей Тотьмы занимает памятник Николаю Рубцову. Родился поэт в Архангельской области, в Тотьме провёл детские годы. «Здесь души моей родина», – признавался он. О тяжёлой жизни Рубцова, его лучезарной поэзии и трагической гибели необходимо знать. Помнится, на одном из заседаний Клуба любителей литературы при центральной библиотеке имени А.И. Пичкова мы долго рассуждали о его творчестве, непростой судьбе, слушали песни на стихи поэта: «Я буду долго гнать велосипед…», « В горнице моей светло». Пришли к однозначному выводу: Николай Рубцов – замечательный лирик XX века, стихи которого заставляют задуматься о месте человека в мире, о чувстве собственного достоинства. Поэзия его проста, доступна и понятна читателям.

Памятник Рубцову в Тотьме – живой и искренний – был установлен в 1985 году, спустя 14 лет после гибели поэта. Композиция – одна из лучших: на берегу реки Сухоны сидит на лавочке преемник Есенина, а внизу, на гранитном постаменте, слова: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью». На открытии памятника скульптор, Вячеслав Михайлович Клыков, сказал: «Всё самое светлое, чистое, солнечное, вечное в человеке связывал Рубцов с душой, понимая её так же, как понимал издревле душу русский народ». Достойный монумент олицетворяет страстное желание автора продлить жизнь поэта, оборванную на полпути. Кстати, считается, что творчество поэта Рубцова и скульптора Клыкова слеплено, что называется, из одного теста: близки темами, настроением, любовью к России.

 

Вологда

 

Несколько лет назад мне посчастливилось быть в Вологде на Беловских чтениях. Василий Белов жил, творил и оставил после себя глубокий след в литературной жизни города.

Незабываемое событие в насыщенных вологодских днях – посещение квартиры-музея Василия Ивановича. На здании, где долгие годы жил писатель, – мемориальная доска. Дом – добротный, надёжный, популярный, по-прежнему, как и в советское время, привлекательное место для проживания. В нём жила известная северная поэтесса Ольга Фокина.

Квартира Беловых, с огромной библиотекой, старым патефоном, полотнами известных и не очень художников представляет собой типичное жилищное пространство советского человека. Кстати, и сам Белов тоже, бывало, брался за кисть. А что? И швец, и жнец, и на дуде игрец.

В гостиной – фортепиано, на нём музицировала дочь писателя. На полах ковры, знакомой расцветки для нас, когда-то живущих при социализме. Отдельная комната для матери писателя, которую сын привозил из Тимонихи в Вологду зимовать. Регулярно отправлял любимой маменьке денежки на прянички, правда, втайне от жены. Это она, верная спутница Белова, передала квартиру со всем имуществом правительству Вологды. Поэтому и появился уникальный музей в жилом доме с реальной обстановкой, предметами быта, которые окружали писателя при жизни. А сколько знаменитых людей здесь бывало…

В Вологде останавливался Есенин. Поговаривают, что проезжая мимо Вологды с Зинаидой Райх, Сергей Александрович сделал ей предложение руки и сердца. Сойдя в Вологде, они обвенчались в одной из церквей города. Многие улицы носят имена известных русских писателей и поэтов. «Город шибко литературный», – писал Лев Аннинский, советский и российский критик, киновед. В XIX веке у горожан пользовалась популярностью книжная лавка, что было несвойственно для провинциального городка.

Вологду украшают уютные домики с потрясающими палисадниками. «Город, где резной палисад», слова этой популярной песни, которую в советское время исполняли «Песняры», постоянно приходили на ум. Красота маленьких улочек очаровывает: фантастическое деревянное домостроение; ажурная, искусная резьба по дереву, ухоженные дворики. Центр Вологды – Вологодский кремль, жемчужиной которого считается монументальный, белоснежный, величественный Софийский собор. А ещё прелесть Вологодчине придаёт уникальное место – архитектурно-этнографический музей Семёнково, расположенный рядом с городом. И это даже не музей, а удивительная деревенька, где собраны редкие памятники северного зодчества XVII–XIX веков. Заглядывая внутрь так называемых экспонатов, убеждаешься, что каждый дом оформлен в особенном стиле, пахнет чистотой, жильём, сухим деревом.

Вологжане считают свой город лучшим на земле и с удовольствием рассказывают историю об Иване Грозном. Через Вологду проходили сухопутные и водные торговые пути, связывающие север и юг. В те далёкие времена беспрерывным потоком следовали богатые обозы с рыбой, пушниной, льном, кожей, здесь находились огромные соляные склады. Одиозный царь решил сделать Вологду столицей всея Руси. Не случилось. Но сегодня это всемирно признанная столица русского кружева. В здании бывшего Государственного банка расположился музей кружева. Славу Вологде принесло мастерство искусных вологодских кружевниц, ажурными шедеврами которых любуются гости Вологодчины, да, пожалуй, и весь мир.

Два замечательных писателя прославили Вологду: Константин Батюшков и Варлам Шаламов. Представители разных эпох, литературных традиций, непохожих стилей и направлений внесли свой вклад в русскую культуру. В музее Батюшкова насытились атмосферой XIX века, которую сумела передать экстравагантная, неординарная, влюблённая в своё дело женщина-экскурсовод. А вот в музее Шаламова побывать не удалось. Но знаю: он наполнен духом «Колымских рассказов», высокой нравственностью человека, чьё творчество получило мировое призвание.

Путешествуя по богатейшему краю прозрачных озёр, рек и речушек, среди вологодских лесов и клюквенных болот, черничных и земляничных полян, мы посетили Великий Устюг, село Нюксеница и «Северное диво» – гигантские 70-метровые скалы в Опоках. Пели, плясали, водили хороводы; отведали северные угощения, деревенскую трапезу по-нюксенски, дегустировали легендарное вологодское сливочное масло. На мастер-классе рисовали крин – цветок счастья и защиты от бед и ненастий. Всё увиденное оставило глубокий след в памяти, заставив снова и снова убедиться в неповторимости нашей Родины и богатстве земли русской.