Вы здесь

Моржи оценили волонтерство

Волонтерская программа на территории острова Матвеев идет полным ходом.

Организатором программы выступил заповедник «Ненецкий» при поддержке группы компаний MyArctic. Нашлись желающие пожить недельку-другую на особо охраняемой природной территории, небольшом скалистом островке в Баренцевом море, и заняться там так называемой генеральной уборкой Арктики. Среди задач, которые стояли перед волонтерами, – ликвидация последствий антропогенного воздействия на экосистему и наблюдение за животным миром острова в соответствии с научной программой заповедника.
В юго-западной части острова располагается одно из крупнейших лежбищ моржей, в северной – достаточно большой маячный комплекс, который и предстояло освободить от мусора. Раньше здесь проживали три-четыре семьи, держали скот и лошадей. Несмотря на то, что люди здесь давно уже не живут, маяк до сих пор действующий.
За время действия программы проведена оценка состояния поселка при маяке, историко-культурная оценка острова, частично восстановлен старый жилой дом.
Уборка острова началась с наведения порядка в доме. Первопроходцем волонтерской программы стал Василий Иванович Морев – госинспектор заповедника «Ненецкий», человек, который сам родился и работал на одном из маяков Баренцева моря. Вместе с волонтерами он вернул к жизни часть старого жилого дома, разделенного на две половины. Теперь там есть двери, вставлены окна, прибраны комнаты, в которых даже появилась мебель. Умелые руки бывалого маячника починили электропроводку и настоящую русскую печь, которая спустя столько времени осталась целой, и сейчас кормит и согревает волонтеров.
Осмотр состояния маячного поселка и историко-культурную оценку острова провели заместитель директора заповедника Юлия Богомолова и специалист национального парка «Русская Арктика» Иван Мизин.
– Наша основная задача была – описать состояние поселка, всех зданий, которые там находятся, оценить их историческую ценность, дать рекомендации по возможному восстановлению отдельных объектов или их консервации, оценить возможность организации музея или экологической тропы, – говорит Юлия Богомолова.
За время работы специалисты описали более 30 объектов. Все строения и объекты были пронумерованы, сфотографированы, измерены и занесены на картосхему. Для каждого из них дано предложение о дальнейшем использовании. Различный мусор и оставшиеся материалы также были описаны и даны предложения по утилизации или временному складированию на территории поселка.
– В ходе работ стало понятно, что опасных и вредных для окружающей среды отходов в настоящее время на острове нет. Речь может идти, скорее, об уборке хлама и мусора, образовавшихся за несколько десятилетий, когда здесь не было постоянного населения. Дело в том, что поселок не был брошен внезапно, как это произошло с десятками полярных станций и военных частей в Арктике после развала Советского Союза. Здесь уход людей был организованным, и основная часть материалов и бытовых вещей была вывезена на Большую землю. Поэтому объем работ невелик по сравнению, например, с территорией близлежащей Новой Земли, где работы по очистке требуют огромных финансовых вложений и нескольких лет работы большого числа людей и техники, с непременным вывозом на утилизацию многих тысяч тонн отходов и металлолома, – рассказывает Иван Мизин.
Крайне интересно и историко-культурное наследие острова Матвеев. Кроме маяка и поселка, относящихся к советскому периоду освоения Арктики, здесь остались многочисленные следы присутствия поморов.
– Прежде всего, это комплекс из трех высоких поклонных крестов, датируемых как минимум концом XVI века. Пожалуй, это одно из немногих или даже единственное место на побережье Баренцева моря, где еще сохранилась столь древняя память о наших предках – русских поморах. В разных местах острова можно видеть торчащие из земли остовы крестов, уже позеленевшие от времени, различные столбы и вросшие в землю венцы домов, где жили первопроходцы. Можно представить себе, что когда-то здесь были и кладбище, и жилые избы, и промысловые становища, о чем говорят сохранившиеся большие ворота для вытаскивания лодок или добычи из воды, а также многочисленные старые кости моржей, добываемых на острове промышленниками несколько веков назад, – рассказывает Иван Мизин.
Помимо этого ученые вели наблюдения за лежбищем моржей, птицами, изучали насекомых. По словам специалиста нацпарка «Русская Арктика», отсутствие человека благотворно сказалось на состоянии природы острова – повсюду стали гнездиться птицы – краснозобые гагары, бургомистры, серебристые чайки, большие поморники, полярные крачки, белощекие казарки, гаги, разные виды куликов. Моржи увеличили свою численность, формируя лежбище численностью до 1000 особей. Зайцы-беляки выводят потомство без опаски быть потревоженными людьми.
После благоустройства острова сотрудники заповедника разработают сроки и порядок нахождения здесь посетителей, чтобы исключить беспокойство птиц в период гнездования и моржей на лежбище, а также защитить тундровую растительность от возможной деградации.