Вы здесь

Тундровичок снова с вами!

Елена Хатанзейская / Фото из семейного архива

Здравствуйте, девочки и мальчики!

Вот и лето прошло! Ещё совсем немного, и ночи станут темнее и длиннее. Солнышко будет выглядывать всё реже и реже, но унывать не стоит! Вы все хорошо отдохнули. Нашли себе новых друзей. А о чём вы мечтаете сейчас? Наверное, о встрече с родной школой, учителями, друзьями и одноклассниками. Конечно же, вы будете делиться впечатлениями о летних каникулах, где успели побывать, чему научились, что нового и интересного познали, какие книги прочитали.

 

Елена Хатанзейская – учитель, пишет рассказы для детей

 

А сейчас устраивайтесь поудобнее и читайте рассказ, который для вас написала Елена Хатанзейская. Живёт и работает она в посёлке Красное. Елена Гавриловна 26 лет учит ребят письму, чтению и математике. Очень добрая и справедливая учительница. Сюжеты для рассказов она берёт из общения с учениками, которые проводят каникулы с родителями далеко в тундре. А к началу учебного года детишки возвращаются за школьные парты. И очень ждут встречи с родителями. 

Что же приключилось летом с нашим героем Матвейкой? Об этом вы узнаете прямо сейчас…


Вындерко –  ӈани то’’!

Ӈани’ торова, не ӈацекы’’, хасава’’  ӈацекы!

Ти, та’ ваера! Мале яля’’ хэбимдана’’, пий’’ ямбумдана. Хаярэцява’’ янамбовна таську миӈа’’. Тарем’ ӈод’’, нацекые’’, ира’’ вэва нёя ӈа’’. Пыдара’’ та’ ямбан сававна нылэнадаць. Едэй нядамда’’ ходаць. Теда’ ӈани’’ ӈамгэ’ нямна ибедорӈада’’? Школанда’ нямна ира’’ ядэрман’ хабе’’, тохолкодида’’, тоходанась ня’’мы нида’’, несэй торомдавы нида’’ тензибтембида’’.  

Мер’ ӈобкана ма’’лаӈгуда’’. Няхата’’ хэтувнда вадара’’ тянё ни’’ ӈэӈгу’’. Ӈаву’’ та’ ямбан пэрӈадаць,  ханзер’’ ныланадаць, няха’’та’’  вадетара’’. Ӈобкана ма’’лась лахарёда ӈока нэнгу’’. Ханяна мэвамда, ӈамгэм пэрмамда ӈобкана таслабгура’’. Хурка книга’’ толабасада, ӈамгэ несэй   ӈамгэм’ таняхад хосада’’. Саванё.

 

Елена Хатанзейской – тохолкода, ӈацекы’’ е’’эмня рассказ’’падаби’’

Теда’ ловкоювна  ӈамдыда’’, рассказм’ толабаӈгуда’’. Тарця рассказм’ ӈацекы’’ е’’эмня  Елена Гавриловна Хатанзейской падась. Пыда –тохолкода. Красной нэсыхына иле, манзара. 26 по’’ ямбан пыдара’’ сита’’ то’’олха’  ӈацекы’’ паднась, толаӈгось, толанзёсь тохоламби. Елена Гавриловна – сава, тид’ минда тохолкода.

Тохоламбада ӈацекыда’’ хойхана мюсерта’’ ненэця’’ нюкця’’. Пыдо’ каникулдо’  та’ ямбан хойхана мюсерць мэцетыдо’. Вэба’ ирий нертей ялян’ Красной’ ӈэсын  тосеты’’, тоходанава’’ помдо’ тикахана мэцетыдо’. Школахана тоходана’’, ханяӈыдо’ интернатхана илесеты’’.

Ӈацекы’’ хойхад то’’омахадандо’ тохолкодахандо’ хойхана иле’’мидо’ вадецетыдо’. Ӈока мэкад  иле’’ми’  тохолкодадо’ нядандо’ намдсеты’’. Ӈацекеы’’ хэтна’’мавна  Елена Гавриловна рассказ’’ падаби. «К морю» - тарця рассказам’ теда’ толара’’. 


 

К морю

Сегодня Матвейка проснулся раньше всех. Высунул голову из балагана. Тишина. «Наверно, мама, старшие братья и сестра ещё спят, а отец в стаде», – подумал Матвейка. Он неслышно выскользнул из чума и босиком побежал к нерме попить воды и умыться. «День обещает быть жарким, оводов будет много, бедные олешки», – деловито подумал мальчишка. Он быстро окунул лицо в прохладное после ночи озеро, на ходу смахнул воду с лица, побежал в чум. Около саней он догнал маму и очень удивился: 

– Мама, это я тебя разбудил? 

– Доброе утро, сынок! А ты разве меня не видел? Я к нерме ходила, воду несу. 

– Не видел, – чуть обиженно ответил Матвейка, ведь он так хотел проснуться раньше мамы, истопить печь и заварить чай.

«Сынок, ты теперь большой, через год в школу пойдёшь», – не раз говорил отец. Да, он большой: дядя сплёл ему настоящий тынзей, папа смастерил сани, подарил упряжь, у него есть красивый мужской ремень с ножнами и самодельным ножом. Он готов был и в прошлом году в школу лететь, но родители не отпустили. 

– Пойдём пить чай, скоро отец стадо пригонит, день будет жаркий, олешки беспокоиться станут, надо бить оводов, – как-то необычно строго сказала мама. 

Матвей заметил, что и вчера мама с отцом серьёзно, вполголоса, что-то очень важное обсуждали. Мальчик пытался вслушаться в их разговор, но понял только одно: «Надо к морю спешить». 

А что такое море, где оно, почему к нему надо спешить? Он потом пытался спросить у отца, но папа торопился к стаду, только посмотрел на него и вскочил на сани. 

Сегодня мальчик опять вспомнил о море. «Может, мамина строгость связана с морем, но что такое море?» – терял терпение Матвей. 

В это время из-за сопки начали появляться первые олени, затем с гулом и хорканьем поднялось всё стадо. Олени двигались словно волны широкой весенней реки, а няравэи казались кусками льда. Матвей по-хозяйски закинул за плечо тынзей, схватил шкурку и лопатку для битья оводов и поспешил навстречу отцу, который как-то сухо поздоровался с сыном, был очень сосредоточен, а Матвейка ждал похвалы. «Наверно, отец опять вспоминает о море», – вздохнув, подумал мальчик. 

Тут подошли ребята из стойбища. Друзья распределили места вокруг стада, чтобы бить оводов. Тут нужно иметь быструю руку, сноровку, терпение. 

Вчера всех ловчее и быстрее был Лёвушка, двоюродный брат Матвейки. Он больше всех побил оводов. Уже отучился один год в школе, чем очень гордился. В этот день удача снова была на его стороне. 

«Может, Лёвушка хитрит? – почему-то подумал Матвей. – Но зачем ему меня обманывать, просто Лёва молодец». 

На следующее утро Матвей проснулся от какого-то шума и суеты вокруг чума. Мальчик выскочил на улицу. Летнее солнце буквально ослепило ему глаза. 

– Матвей, готовь свои сани и упряжь, сегодня будем ямдать к морю, – почти торжественно сказал отец. 

У Матвея сон как рукой сняло. 

– Ура! К морю! Ямдаем! – кричал вдохновившийся мальчик, хоть из головы никак не выходил вопрос, а что такое море? 

К вечеру аргиши двинулись в путь. Олени тяжело тащили гружёные сани по сухой тундре. Матвейка всматривался за горизонт, но никакого моря не видел. Он тихонько погонял свою упряжку и размышлял: может, он и видел, но, наверное, был ещё мал. 

И вот остановка на отдых. Грузовые олени дышали с тяжестью, давно не было дождя, земля высохла. Матвей подошёл к отцу. 

– Чумы будем ставить на том высоком холме, Пудков-камень называется. Там оводов меньше, и олени отдохнут, – поделился мыслями отец. 

Упряжки снова отправились в дорогу. До высокого холма оставалось пройти ещё один переезд. Аргиши с трудом поднимались на пологий склон. В воздухе чувствовалась вечерняя прохлада, начала выпадать роса. 

Олени, почуяв прохладный ветерок, подняли головы. 

Матвейка очень устал, руки гудели, глаза закрывались. Солнце уже успело снова подняться над горизонтом, когда отец остановил аргиш на стойбище. 

К мальчику подошла мама. Она заметила, что сын устал, едва перебирал ногами. Мама помогла распрячь ему упряжку. Тут Матвейка бросил взгляд вдаль, и внезапно его охватило волнение. 

– Мама, что это? – восторженно спросил он, показывая рукой вперёд. 

– Это море, сынок. 

– Море? Оно такое большое, синее! Быстрее поедем к нему! – не переставал удивляться Матвей. Вдали колыхались, извивались большие волны. У мальчика откуда-то вдруг появились силы. Семья быстро поставила чум, потом все с удовольствием пили душистый чай. 

– Это усталый чай, он очень вкусный, – говорила мама. 

Мальчик хотел узнать всё о море. Он то и дело поглядывал на отца. Наконец-то папа начал говорить: 

– Море очень большое, солёное, холодное. В нём много разных рыб, даже плоские водятся. Завтра погоним стадо на берег, там всё сам и увидишь, а теперь надо спать. 

Матвейка никак не мог уснуть, ворочался, вспоминал папины слова. Но вот глубокий сон охва­тил мальчика. Снились ему рыбы маленькие и большие, а плоская рыба громко шлёпала по воде. Мальчишка отчаянно прыгал за ней по блестящим волнам моря. Холодная вода щекотала ноги, в лицо летели жгучие солёные капли!