Артистам из вокальной группы «Встреча с песней», отправившимся в минувшие выходные в Нельмин Нос и Андег, очень повезло с погодой.
Морозец хорошо уплотнил дорогу, поэтому до первого пункта назначения добрались за час с небольшим, запросто преодолев на ТРЭКОЛе 60 километров.
Не так давно в посёлке Нельмином Носе демонтировали здание Этнокультурного центра, служившего очагом культуры несколько десятилетий. Оказалось, все концерты и другие культурные мероприятия сейчас проходят на втором этаже физкультурно-оздоровительного комплекса «Нюртей».
Как живёшь, Нельмин нос?
Перед выходом на сцену, артисты отправились переодеваться, а я, вооружившись фотоаппаратом, решила пробежаться по посёлку, чтобы посмотреть, как живёт Нельмин Нос. Ну, и с жителями пообщаться, если повезёт.
Сельские улицы были молчаливы и пусты. Это вполне понятно, в деревнях выходные – всегда банный день. Надо навозить воды, натопить баню и заниматься другими домашними делами. Поэтому вполне логично, что первых жителей села, с которыми можно было пообщаться, я встретила именно на «колодце». Пишу в кавычках, потому что для стоящего на берегу домика с трубой, по которой идёт вода, название всё-таки весьма условное. Но именно здесь люди берут воду для приготовления пищи и на другие нужды. На «колодец» приезжают с бочками и флягами, плотно установленными на волокуши снегохода.
– Вода у нас не бесплатная, – объясняет женщина, ловко орудующая трубками и шлангами, по которым бежит вода, – в квиточки на оплату включена всем. И тем, кто здесь берёт, и тем, кто в проруби. Но вода ещё не так много стоит. Другое дело – дрова. У меня две печки, я дровами топлю. На зиму надо кубов двадцать купить, полторы тысячи за куб. А у меня зарплата – всего 20 тысяч рублей, накладно выходит…
Спрашиваю, планирует ли незнакомка прийти на концерт, но она только машет:
– Какой мне концерт, надо всё дома переделать, пока выходные. Детей четверо, старшая только выросла, остальные при мне, всех обстирать, наготовить. Сейчас ещё хорошо, муж дома, помогает, а скоро он на забой уедет, буду одна и с дровами, и с водой справляться. Летом, пока он в стадах, тоже по три месяца не бывает дома, – рассказывает женщина.
Так здесь живут многие. Поэтому в своих буднях и выходных моя собеседница не видит никакого трудового подвига во имя семьи. А ведь часто именно на таких женщинах держатся отдалённые посёлки. Они воспитывают детей, на них семья, пока муж-оленевод трудится в стаде, укрепляя промышленный потенциал округа.
Думая об этом, захожу в первый попавшийся магазин. Их здесь всего четыре. Сразу хочется купить какую-нибудь продукцию местного производства. Но, как позже выяснилось, ею здесь не торгуют с тех пор, как не стало колхоза. А ведь именно здесь в 1929 году появился знаменитый ПНОК, позже ставший колхозом имени Выучейского, первым в округе ненецким оленеводческим кооперативом. Частники-оленеводы торгуют с рук, а в магазинах, как везде, привозные мясо да рыба.
Из местной – здесь только хлеб. Но продавец, смущаясь, объясняет, что продукцию поселковой пекарни люди берут не очень охотно, предпочитают дождаться поставок из Нарьян-Мара.
– Дорого?
– Да нет, нарьян-марский дороже: чёрный – 45, белый – 60, батон – 75 рублей. Невкусно, наверное…
Как и во всех сельских магазинах, рядом с продуктами здесь и товары первой необходимости: стройматериалы и всякая хозяйственная утварь. Сигареты двух марок – Bond и Fillip Morris.
Покупатели, встреченные мною в магазине, на концерт тоже не спешат.
– Был бы клуб, пошли бы, он всё-таки в центре. А до спорткомплекса пока доберёшься. Тут транспорт нужен, а он тоже есть не у всех.
Я понимаю, что концерт уже вот-вот начнётся, а до ФОКа и правда топать и топать. Благо водитель, который нас привёз, оказал журналистам газеты траспортную поддержку, и я даже успела забежать и договриться о встрече с Натальей Дмитриевной Семяшкиной, местным фельдшером. В декабре 2019-го она получила звание «Заслуженный работник здравоохранения РФ». Материал о трудовом пути сельского фельдшера читайте в ближайшем номере.
А песня тоже воевала
В импровизированный зал, устроенный на втором этаже спорткомплекса «Нюртей» я вбегаю уже под звуки песни «Священная война». Именно этой композицией «Встреча с песней» начала свой концерт с красноречивым названием «А песня тоже воевала», посвящённый Году памяти и славы.
Я едва узнала своих попутчиков. Дело в том, что в дороге, в шапках, тёплых штанах и пуховиках, с виду они – обычные бабушки и дедушка. А тут – на сцене стоял настоящий боевой творческий отряд. Военная форма, а главное вдохновение, с которым они исполняли знакомые всему залу песни – «Три танкиста», «Казаки», «Вечер на рейде» и другие – полностью преобразили их. Моложавые, подтянутые, с задорным блеском в глазах, они дарили немногчисленным зрителям волшебство «Встречи с песней».
Участники постарше с удовольствием подпевали артистам, а школьники, которых в зале тоже было немало, с азартом снимали выступление на камеры телефонов.
Песня звучала то громко, бравурно, то как едва слышный вздох. Артисты умело управляли вниманием публики. И здесь нет ничего удивительного. Ансамбль, вначале созданный Галиной Андреевной Калий, как клуб общения пенсионеров Ненецкого окррыболовпотребсоюза «Кооператор» уже с 2011 года стал формированием ДК «Арктика». С выступлениями певцы регулярно выезжают не только в окружные сёла, но и другие регионы.
– На чём мы только не добирались к нашим зрителям, – вспоминала одна из вокалисток, – на самолётах, вертолётах, снегоходах.
– А на оленях? – уточнила я.
– Вот на оленях ещё не приходилось, – задумалась моя собеседница, – но всё ещё впереди!
И столько в этих словах было уверенности в правильно выбранном пути и молодого задора!
Концерт завершился, но миссия артистов на этом не закончилась. Покидая посёлок, они посетили местный мемориал и возложили цветы, отдавая дань памяти тем, кто не пощадил своей жизни в борьбе с фашистами. После небольшого импровизированного митинга, мои попутчики забрались в ТРЭКОЛ, и машина быстро понесла нас в соседний Андег, где уже ждали зрители.