Вы здесь

Канадские крылья для Севера

У этого самолета легко узнаваемый и известный в мире силуэт: изящный фюзеляж, размашистые крылья, легко поднимающие приличную по размерам машину. Канадский Twinn Otter Series 400 с момента приземления привлек внимание пилотов и техников Нарьян-Марского авиаотряда. Во-первых, всегда интересно разглядеть незнакомую машину, а во-вторых, раз прилетел, значит, не просто так.

Twinn Otter прилетел из Салехарда, где его демонстрировали участникам совместного заседания правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и правления ассоциации региональной и малой авиации «Авиасоюз». В нем участвовал и заместитель губернатора Ненецкого автономного округа Юрий Тельтевский, который вернулся домой на канадском самолете.

Судя по улыбке, Юрий Егентьевич доволен: полет, протяженностью 596 километров, длился всего 2 часа 13 минут при встречном и боковом ветре.

– Я летаю на этих самолетах с 80-х. Их назвали именем животного, обитающего в Канаде. Оттер – это выдра, – комментирует перелет пилот Стив Стэкхауз. – Сейчас мы пролетели из Анадыря через Салехард в Нарьян-Мар. Затем будет Мурманская область, Санкт-Петербург и в конце августа состоится авиасалон «МАКС» в Москве.

Интерес к проблеме развития малой авиации на Севере – не праздный. Жители нашего округа постоянно испытывают сложности с воздушным транспортом. Только самолетом да вертолетом можно долететь – это про наш Ненецкий округ. Других вариантов нет. В отдаленные населенные пункты местные рейсы редкие. Например, в Усть-Кару – два раза в месяц. По округу летают испытанный и усталый трудяга Ан-2, рабочая воздушная лошадка вертолет Ми-8. На Севере комфорт и регулярность полетов – понятия относительные. Главное – долететь. Это уже потом, на Большой земле начинается удобное воздушное транспортное сообщение.

Парк авиатехники в Ненецком округе, как и на всем российском Севере, старенький. Ан-2 – надежные, пожилые и устаревшие машины. Конечно, они еще поработают, однако давно уже требуют или серьезной модернизации, или замены на другие самолеты. К тому же с каждым годом становятся все дороже в обслуживании – трудно приобрести запасные части, закупить бензин и масло для устаревших двигателей. Так получилось, что в аэропорту рядом с канадским Twinn Otter стоит Ан-28, самолет того же класса. Именно он в свое время должен был заменить «аннушку». Ан-28 хорош, хотя двигатели у него похуже, чем у Twinn Otter. Однако совместное дитя российско-украинского авиапрома так и не пошло в массовую серию.

По словам вице-президента компании «Viking» Доминика Спрагга, Twinn Otter летает в Канаде, США, в Африке и Азии. Он работает в Арктике и Антарктиде. Невозможным кажется факт эксплуатации самолета на антарктической станции Амудсен-Скотт при температуре минус 72 градуса. Но машина трудится в самых жестких условиях. Для этого она и предназначена. Доминик Спрагг заверил, что инфраструктура аэропортов российского Севера как раз подходит для этой неприхотливой машины.

Twinn Otter летает с 60-х годов. Только в Канаде эксплуатируется более восьми тысяч самолетов этой модели. Тот, что прилетел в Нарьян-Мар, является более совершенной машиной – здесь новая авионика, много электроники, композитные материалы в корпусе. Самолет в стандартном исполнении – на обычных колесах. Хотя Twinn Otter может садиться и на воду, и на снег, и на лед, и даже на совсем плохие полосы на колесах увеличенного размера. Давление на грунт у него составляет 2,8 килограмма на квадратный сантиметр, это меньше, чем у Ан-2. Самолет недорогой в обслуживании, межремонтный период эксплуатации – 4000 часов, это значительно больше, чем у «аннушки».

Генеральный директор авиационной корпорации «Витязь» Сергей Анциферов рассказывает:

– Twinn Otter – один из лучших самолетов в своем классе. Приспособлен для всех взлетно-посадочных полос, которые есть во многих населенных пунктах. Если садится Ан-2, то и для Twinn Otter полоса годится. Он может перевозить 19 человек или две тонны груза. В зависимости от компоновки, самолет может выполнять полеты длительностью от 7 до 16 часов. Он может быть патрульной машиной, выполнять ледовую разведку, съемочные работы. Замечаний по эксплуатации практически не бывает. У двигателей Пратт-Уитни не бывает отказов. Самолет может взлетать на одном двигателе с полной нагрузкой.

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров досконально обследовал самолет, в салоне которого поместилось 19 комфортных кресел. Распашные двери открывают большой проем – можно погрузить габаритный груз.

Опыт эксплуатации Twin Otter показывает, что он максимально приспособлен для условий Русского Севера. Но может ли он при цене в пять–семь миллионов долларов стать массовой моделью в наших северных краях?

В Коми, например, приобрели три Л-410. На Чукотке купили два Twin Otter, которые сейчас находятся в Анадыре. Там переучивают пилотов и техников и скоро начнут летать.

– Сегодня северные регионы свои проблемы решают самостоятельно. Наверное, это не совсем правильно, – считает заместитель главы администрации НАО Юрий Тельтевский.

Губернатор Игорь Фёдоров после слов благодарности гостям, которые продемонстрировали возможности техники, обозначил свою позицию:

– На встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым я говорил, что проблемы с региональной авиацией требуют незамедлительного решения. В регионах необходимо четко понимать, на чем летать и куда летать. Эти правила должны быть прописаны государством. У нас есть положительный опыт работы в Арк-тике в формате федерального казенного предприятия – ФКП «Аэропорт Амдерма». В это ФКП мы планируем объединить все взлётно-посадочные полосы округа, все вертолетные площадки, оборудование и т.д. То же должно произойти и с типами самолетов. Допустим, государство примет решение эксплуатировать в Арктике Twin Otter, тогда для него нужно будет подготовить необходимую инфраструктуру. И эти вопросы я готов выносить на самый высокий, федеральный, уровень, в Правительство Российской Федерации. Нельзя оставлять решение этого вопроса за субъектами.

Нарьян-марские авиаторы в свою очередь приняли Twin Otter спокойно: каким бы ни был солидным послужной список самолета, только эксплуатация может показать, насколько он пригоден для работы в Заполярье. При этом отметили хорошую примету – новый для нас самолет прилетел в Нарьян-Мар в День воздушного флота.