Вы здесь

Приключения на свои головы

Участники экспедиции «Волок-2013. Нарьян-Мар – Новороссийск», завершившейся в середине мая, снова посетили округ. На сей раз они приехали вызволять автомобиль, осевший в тундре еще весной. Но обо всем по порядку.

Поймать попутную... баржу

Началось все в апреле этого года. Жители Нарьян-Мара могли видеть довольно необычную картину – девять черных джипов с номерами из разных регионов выстроились в ряд возле церкви. Владельцы машин сидели в «Тимане» и ждали стартовой отмашки. Рядом прохаживались люди с фотоаппаратами. Всем хотелось узнать, откуда приехали гости и куда они отправятся в ближайшее время. Крутой маршрут экспедиции лежал в Новороссийск через Крайний Север, Коми, Урал, Казахстан и Кавказ.

Алексей Мочалов, организатор экспедиций «Волока» и его друг, многократный участник этих экспедиций Сергей Лукашов прилетели в Нарьян-Мар буквально на пару часов. Дальше их путь лежит в Лабожское, затем в Коми.

– Мы приехали спасать машину, которая осталась тут весной, – рассказывает Алексей. – Сейчас она в Лабожском, у надежных людей (в блоге Алексея написано, что джип стоит рядом с домом Олега Христолюбова). Больше того, сегодня нас там ждут в гости. Машина цела, только как ее вывезти в Коми – для нас пока загадка.

Практически весь день друзья провели в тщетных поисках баржи в сторону Коми. В городе есть три фирмы, перевозящие автомобили на Большую землю. И все перевозчики загружены под завязку, ближайшие свободные места на баржах через неделю, не раньше, а нужно-то сейчас! Плюс ко всему, в Лабожское ни одна баржа заходить не хочет – кругом мели, и фарватер проходит по другой стороне острова, а дороги туда нет. Словом, попали по полной программе. И тут на помощь снова пришел Христолюбов, в чьем огороде осела машина экспедиции.

– В Лабожском наши друзья сказали, что помогут выехать из деревни. То есть, буквально в режиме «автостоп». Олег обещал помочь поймать попутную баржу. Видимо, будет какое-то сумасшедшее приключение, мы планируем начать «стопить» уже завтра. Что из этого получится – увидим, но пока настроены решительно.

Продается джип. Самовывоз. Оленей не предлагать

О том, как все начиналось, и как машина осела в Лабожском, рассказывает Алексей.

– Выехали мы 14 апреля. Колонна из девяти джипов выехала из Нарьян-Мара на Печору и тут же закопалась. Оттепель была сумасшедшая: +7. Я поехал на главном автомобиле до Великовисочного, чтобы проложить маршрут хотя бы на ближайшие километры. Меня сопровождал «Трэкол», в паре мы доехали до Великовисочного, дальше водитель «Трэкола» развернулся и уехал домой, а я арендовал снегоход и вместе с местным жителем доехал-таки до границы с Коми. Он мне все показал: где мы можем утонуть, сгинуть, умереть с голоду, и где нас похоронят в случае чего. Разведав ситуацию, я поехал назад за ребятами, и тут меня ждал «сюрприз» – по пути назад заглох двигатель.

Рассказ продолжает Сергей, именно он тогда пришел на помощь другу, застрявшему среди тундры:

– Алексей уехал, но сказал по рации, чтобы мы подождали его. Мы разбили лагерь и стали ждать, отъехав недалеко от города. Часов в шесть вечера я проснулся от стука в окно. От Алексея пришла sms: «У меня сдох двигатель. Берите 2-3 машины, приезжайте сюда, остальные в гостиницу». Самые опытные участники экспедиции выехали на помощь. Когда мы обнаружили его машину, еле-еле мигала «аварийка», а сам организатор как ни в чем не бывало спал внутри, укутавшись в спальный мешок. Машину дотащили до Лабожского, благо было недалеко, там и оставили. Вещи переложили в наш джип и снова двинулись в путь. Оставшиеся шесть машин пошли в объезд по зимнику и встречали нас в Коми в районе Усть-Цильмы. Мы же умудрились застрять среди ночи посреди Печоры, практически в промоине. Одна из машин застряла, пока выдергивали – порвали трос, оторвали крюк, этим крюком пробили радиатор. Разъехались на безопасное расстояние, заночевали на льду. Для многих эта ночевка запомнилась надолго – лед тает, и три машины, по три тонны каждая, стоят прямо на речном фарватере, и мы такие «радостные» в спальниках там спим.

– Мы должны были из Коми в Пермскую область пройти по такому же зимнику, – рассказывает Сергей. – В итоге не стали рисковать, потому что там речка Колва, и она уже 100% должна была вскрыться от такого тепла. А потом был сумасшедший переезд через Урал и дальше через Казахстан и Кавказ к заветной цели. Но это уже другая история.

Что же касается оставленной машины, тут Алексей то ли в шутку, то ли всерьез говорит:

– А с машиной я еще тогда попрощался, вывесив в своем блоге объявление: «Продается Land Rover Defender 90. Самовывоз. Село Лабожское Ненецкого АО, 60 км от г. Нарьян-Мара по реке Печоре. Причина продажи – проблемы с двигателем. Цена договорная... Обмен на оленей, шкуры оленей, мясо оленей, рога оленей, пимы из оленей не предлагать».

Погоня за мечтой

Ежегодная экспедиция «Волок- 2013» проходит уже в седьмой раз. Маршрут чаще всего лежит по извилистым и непроходимым дорогам, в обход общеизвестных туристических мест. Чем больше препятствий – тем интересней. В этом году стартовали за полярным кругом, а финишировали в Новороссийске.

В августе этого года «Волок» отправится по маршруту: Закавказье, Армения, Азербайджан и Грузия. В караване ожидается 30 машин. В экспедиции примут участие участники из разных регионов.

«Волок» начался с идеи проехать на машине от Мурманска до Магадана меньше чем за неделю. Название пробегу дали соответствующее – «Погоня за мечтой». Даже сегодня трудно поверить, что три человека в одной машине, безо всякой спонсорской, но с большой дружеской поддержкой, пересекли страну за пять дней и 20 часов.

– Когда ехали в Мурманск, мне позвонил наш конкурент, автомобильный журналист, который, по сути, украл у нас идею этой поездки, и настоятельно рекомендовал никуда не ехать, потому как трассу на Магадан размыло, и он застрял. Это, конечно же, нас подстегнуло! Мы просто обязаны были его «сделать». В итоге он сошел с дистанции, а мы благополучно проехали опасный участок и установили свой личный рекорд.

Расстояние по автодороге от Мурманска до Магадана составляет 11138 километров. Почти шесть дней дороги. Примерно по 2300 километров в день. И это при том, что на половине заданного маршрута нет нормальных дорог! Нехитрая арифметика показывает, что машина двигалась стабильно со средней скоростью в 100 км/час.

– Иногда нас останавливали. Приходилось включать все свое обаяние. А когда мы объясняли, что у нас битва с журналистом с «АвтоПлюс» (его все знают, представлять особо не надо), и мы обязаны его «сделать», то мало того, что отпускали, еще и болели за нас, как на настоящих гонках. Так и говорили: «Клево! Давайте, ребята, удачи!» И отпускали без штрафов.

– В «Погоне за мечтой» мы конечно потратили нереальные деньги и силы, но благодаря пробегу мы и раскрутили наш проект «Волок», – говорит Сергей. – Кроме того, этот поступок будет нас греть много лет.

Екатерина Котова

Фото автора и из личного блога Алексея Мочалова

P. S. Пока материал готовился к публикации, участники «Волока» все время были на связи. Машину из Лабожского им вызволить не удалось, во-первых, не пришла баржа, во-вторых, мотор так и не завелся. Так что, либо машина отправится на материк без своих владельцев на барже с цветным металлоломом, либо они вернутся за ней осенью.


Что можно посоветовать тем, кто хочет повторить приключения Алексея и Сергея, но не хочет рисковать? Ситуацию комментирует заместитель начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ненецкому автономному округу» Владимир Чумак:

– В первую очередь туристы должны самостоятельно ознакомиться с потенциальными опасностями на маршруте, если такой информации нет, проконсультироваться со специалистами МЧС. Все участники экспедиции обязаны иметь при себе необходимое снаряжение и медицинскую страховку. Также необходимо определить вид связи на маршруте, и оставить спасателям номера телефонов. Как показывает практика, лучше всего зарегистрировать туристическую группу в территориальном управлении МЧС. Спасателям сообщают о фактическом выходе группы на маршрут, количестве участников, сроках проведения и др. После выхода группы с маршрута, необходимо уведомить МЧС об окончании похода. При возникновении чрезвычайного происшествия туристы передают сведения в аварийно-спасательное формирование региона по согласованным каналам связи, попутно помогая пострадавшим собственными силами.


Комментарий от МЧС

Зачастую, стремясь получить очередную порцию адреналина, побывав в экстремальной ситуации, люди думают только о себе, забывая о своих близких. Подвергая свою жизнь опасности, они подвергают опасности их здоровье и жизни. Ведь опасность, за преодолением которой они так гонятся, не всегда и не для всех оказывается преодолимой и, нередко, ее преодоление заканчивается летальным исходом. Как показывает практика, безответственное отношение к планируемой увлекательной поездке (походу), будь то рыбалка, охота, сбор ягод (грибов), просто путешествие, экспедиция и т.д. нередко становится поводом для проведения поисково-спасательных работ в окружающей природной среде. При этом из-за отсутствия информации в Главном управлении МЧС России по Ненецкому автономному округу или у родственников о возможном местонахождении потерявшегося тратится огромное количество времени и средств для определения района поиска пропавшего человека. И, к сожалению, не всегда удается найти и не всегда живым.

По статистике, только за прошедший период поступило 16 заявлений о 30 пропавших в природной среде людях. В ходе поисковых работ найдены живыми 28 человек. Два человека погибли – найдены тела. При этом авиатехника (вертолет) привлекалась пять раз, общий налет составил 21 час 44 мин. (средняя стоимость летного часа около 100 тысяч рублей). Из этого времени 53% было затрачено на поиск людей (по заявлению родственников), которые вернулись самостоятельно и не считали себя потерявшимися!!!

Поэтому, прежде чем подвергнуть свою жизнь риску – подумайте, правильно ли вы все сделали. Учитывая, что в Ненецком автономном округе зарегистрированных туристических маршрутов нет и, следовательно, на контроль МЧС любая экспедиция, либо туристическая группа ставится по своему усмотрению, МЧС настоятельно рекомендует при планировании подобных мероприятий всегда доводить информацию до территориального органа МЧС России по субъекту РФ – в НАО это Главное управление МЧС России по Ненецкому автономному округу.

В случае постановки на контроль в МЧС в туристической группе (экспедиции) определяется старший группы (руководитель), с которым будет поддерживаться связь на протяжении всего мероприятия (при наличии технической возможности). Уточняются и представляются в МЧС необходимые сведения (маршрут следования, места и время остановок, состав группы, ее оснащенность и подготовленность участников, запас необходимого продовольствия и т.п.). Такой подход к организации туристического мероприятия (экспедиции) максимально обезопасит его участников.

Однако следует учитывать, что планирование маршрута не должно противоречить нормативным актам субъекта (запреты и распоряжения по выходу на лед, в воду – закрытию автозимников, запрету разведения костров на территориях муниципальных образований и т.п.).