Вы здесь

На автобусе по жизни

Большую часть жизни водитель автобуса Нарьян-Марского АТП Вячеслав Фролов проводит в дороге. Он выбрал свой путь почти 20 лет назад и с тех пор не сходит с маршрута.

Когда был мальчишкой, загадал: вырасту, пойду учиться на пилота. Мечтал о небе, а остался на земле. Но не жалеет ни капли. За рулем Вячеслав Фролов чувствует себя как рыба в воде. Днями напролет на большом и красивом автобусе колесит по улицам родного Нарьян-Мара, и знает, пожалуй, каждую выбоину и кочку.

– У нас так заведено: за каждым водителем закреплен автобус, который он обязан содержать в порядке. Мне повезло, у меня отличный напарник Анатолий Правилов, и автобус у нас с ним новый, современный, приятно работать! – приветливо улыбаясь, начинает свой рассказ Вячеслав.

Он совсем не выглядит на свои сорок лет, стройный, подтянутый, ну просто юноша да и только!

– С детства уважаю спорт. Он воспитывает в человеке дисциплинированность, – продолжает мой собеседник и вспоминает юность. Как после окончания школы поступил в ГПТУ на тракториста-машиниста.

– Это сейчас наша профессия не востребована, а в те времена считалась престижной, принимали строго по направлению от организаций. Я такое направление раздобыл, поступил и считал это большой удачей, – объясняет Вячеслав. – Это были 90-е годы. В ПТУ нас обеспечивали всем необходимым. Кормили завтраками, обедами, выдавали целые баулы с одеждой, там было все, начиная от трусов, носков и варежек, заканчивая пуховиками и кроличьими шапками.

Только получил диплом, как тут же «прилетела» и повестка в армию. Отслужил в морской пехоте, вернулся в Нарьян-Мар и приступил к поискам работы.

– Сначала обходился «шабашками», а потом кто-то из знакомых подсказал: «Сходика ты в АТП!»

У дверей кабинета начальника РММ Петра Кузьмича Корепанова выстроилась целая очередь из желающих работать. Пришел на собеседование и Вячеслав. Наметанным глазом начальник быстро разглядел в молодом парне трудолюбие и принял его слесарем-ремонтником с испытательным сроком три месяца. Спустя год безупречной работы Фролову присвоили третий разряд и повысили зарплату.

– Я каждый день ремонтировал автобусы, а потом зародилась мечта на них работать. Записался на вечерние курсы, преподавателем оказался мой начальник Пётр Кузьмич. Он мое начинание одобрил. Иногда даже позволял пропускать занятия. Подойдет на работе, похлопает по плечу, и говорит, мол, сегодня можешь не приходить, будем изучать то, чем ты сейчас занимаешься, – вспоминает Вячеслав.

Он успешно окончил курсы, сдал экзамены и сел за руль автобуса. Когда предприятие испытывало тяжелые времена, работникам задерживали зарплату, находил другие возможности заработка.

– Не хотелось расставаться с работой, которая стала любимой и привычной, но и сидеть без денег у матери на шее я не мог себе позволить, поэтому, увольнялся, уходил на вахты в нефтянку. Но как только ситуация в АТП налаживалась, возвращался обратно, – откровенничает он. – Конечно, все хотят больше зарабатывать, но сегодня у нас в АТП есть стабильность, это очень важно.

Водитель автобуса работает в тесном тандеме с кондуктором. Они всегда готовы прийти друг другу на выручку. К сожалению, пассажиры бывают разные, иногда пьяные и буйные. Время от времени Вячеславу приходится оказывать помощь кондуктору в их усмирении.

– В выходные дни, по вечерам порой попадаются весельчаки подшофе, которые проезд оплачивают, никому не грубят, но садятся и начинают громко распевать песни. Иногда устраивают целые концерты в салоне автобуса. Но есть и такие, кто изначально настроен на конфликт, они грубят кондуктору, отказываются оплачивать проезд или предъявлять документы, подтверждающие наличие льгот. Некоторые вваливаются в салон с зажженной сигаретой.

Недавно подвыпившие парни пытались влезть в автобус с мопедом. Все эти инциденты мы обязаны решать мирным путем, – объясняет сложности своей работы Вячеслав.

В подобных ситуациях всегда старается быть терпеливым, но не остается безучастным.

– Пассажиры часто оставляют в автобусе личные вещи. Недавно я обнаружил пакет, в котором были паспорт, деньги, трудовая книжка. Выяснилось, что его забыл пожилой мужчина, я посмотрел его прописку и после смены, перед тем как ехать домой, завез ему пакет. Он так обрадовался, долго меня благодарил, деньги совал, но я, конечно, ничего не взял, – рассказывает Вячеслав.

Говорят, самое трудное для человека – ждать и догонять. Когда стоишь на остановке и ждешь автобус, время тянется медленно. Если автобус не приходит вовремя, виноват, естественно, водитель, уверены пассажиры, и им трудно бывает объяснить, что техника иногда ломается.

– Людям многое не нравится, то резко тормознул, то резко газанул, к кому-то слишком близко подъехал, для кого-то далеко встал, – перечисляет водитель автобуса самые распространенные претензии пассажиров.

Но чаще всего, по его словам, пассажиры проявляют недовольство, когда автобус уходит у них, так сказать, из-под носа.

– Однажды женщина пожаловалась на меня, говорит, мол, бежала и махала водителю, почему он меня не подождал? Но ведь у меня только два глаза, я просто не заметил! Если вижу, что кто-то бежит, обязательно жду, кто бы это ни был, пожилой человек или молодой парень. И пассажиры благодарят от всей души. Кто-то крестит, кто-то кланяется, – вновь улыбается Вячеслав.

Есть у него и постоянные пассажиры. Водитель знает, на какой остановке они войдут, где будут выходить.

– Говорят, что в автобусах ездят только дети и пенсионеры, это неправда, у нас много пассажиров из числа работающего населения и молодежи. Сам я, кстати, тоже иногда бываю пассажиром. Но за баранкой мне все-таки больше нравится, – признается водитель.

Со своей женой Юлией он тоже познакомился на работе, она трудится бухгалтером в АТП. У Вячеслава Фролова двое сыновей, младшему, Денису, скоро исполнится три года. Он мечтает: вот вырасту, буду управлять большим автобусом. Как папа.