Вы здесь

Галина и Платонида

В деревне Волоковой живет женщина, которая вот уже 18 лет успешно трудится начальником авиаплощадки. Должность ей досталась случайно.

На юго-западе Ненецкого округа – в Нижней Пёше и окрестных деревнях – в этом году поздно созрел урожай ягод и грибов, во второй половине августа. То ли отсутствие дождей помешало и жара несусветная, нехарактерная для заполярного севера, то ли еще что…
Люди, несмотря на обилие злобной мошкары (что тоже нехарактерно для конца августа), радостно бегут в лес с корзинками и ведрами по грибы – по ягоды. Вот и жительницы деревни Волоковой, подружки Платонида Прокопьевна Чупрова и Галина Аркадьевна Владыкина, с утра пораньше подались в лес. И я с ними напросилась – хотелось подышать чудными запахами соснового бора и, если не собрать черники, то хотя бы покушать вволю. Ведь именно с куста любая ягода – самая полезная.
Платонида Прокопьевна родом из деревни Сафоново Мезенского района. После школы Плата (так называли её родители) три года отработала на ферме дояркой. А потом молодой оленевод из Волоковой Иосиф Чупров посватался к девушке и увез ее в Ненецкий округ. Посватался неслучайно – кочевые маршруты оленеводов с Тимана издавна проходят вблизи Сафоново, что раскинулось в верховьях чистой светлой Пезы, и они по традиции останавливались на отдых у жителей деревни, исподволь присматриваясь к деревенским девушкам…
– Вначале было мне в тундре скучновато, домой тянуло – всего три чума, народу мало, в клуб на танцы или в кино не побежишь, – вспоминает Платонида Прокопьевна. – Но постепенно привыкла. Самое сложное было ямдать – надо чум разобрать, всё уложить, потом чум собрать… А дети-то были с нами, плачут порой. Всех троих вырастила в тундре. А когда Таня, старшая, была в восьмом классе – выехали в деревню.
С мужем они жили душа в душу. 16 лет работала Платонида вместе с супругом в тундре, выполняла все нелёгкие обязанности чумработницы. Когда осели в Волоковой, снова пошла работать дояркой и трудилась на ферме до пенсии. Приобрести дом семье помог колхоз «Путь к коммунизму» (ныне СПК «Заполярье»), Чупровы выплачивали ссуду. Домик у хорошей хозяйки Платониды Прокопьевны как игрушечка – приятно зайти. Нынешним летом были в гостях внуки, да уехали. Жаль, что муж, Иосиф Егорович, уже покинул этот мир.
Родина Галины Аркадьевны Владыкиной – соседняя деревня Верхняя Пёша. Вышла она замуж за волоковского парня, и молодая семья обосновалась здесь, в одной из красивейших деревень НАО. Сорок лет отработала Галина продавцом в магазине рыбкоопа. И продолжает трудиться! А еще она с 2000 года работает начальником авиаплощадки деревни Волоковой.
– Все хлебные должности захватили вы в Волоковой, Галина Аркадьевна, – подначиваю я. – Как же так вышло?
– Не хотела, а захватила, – отшучивается Галина Аркадьевна. – У меня муж работал начальником авиаплощадки. В 1997 году ее закрыли и мужа моего сократили. Самолеты к нам два года не летали. А в 2000-м площадку снова открыли. Мужа пригласили на работу, а он отказался. Тогда я возмутилась, мол, как так? Я, будучи депутатом, добилась открытия площадки, а ты работать не хочешь?! А как же народ летать будет?! Тогда мне и пришлось принять этот пост…
– Боевая вы, Галина Аркадьевна, повезло с вами волоковчанам!
– Да что я – так сложилось… Я подумала про мужа своего: человек работу знает от и до, все равно поможет мне, научит, когда не буду справляться. Так и вышло – вдвоем и работали, по сути. Платили же мало, две с половиной тысячи всего, а за эти гроши мужику нужно целый день сидеть на работе…
Не получалось у Галины поначалу на рации работать, не понимала, о чем говорят пилоты, поэтому муж в качестве переводчика выступал. Но со временем всему научилась.
Поскольку «персональный» волоковской рейс (Нарьян-Мар-Нижняя-Пёша- Волоковая-Белушье) выполняется раз в неделю по четвергам, Галина Аркадьевна успевает не только самолеты принимать, но и в магазине торговать.
Вот такие отчаянные женщины живут в далекой и прекрасной Волоковой. Всегда готовы биться за интересы своих односельчан!
…В тот день Платонида Прокопьевна и Галина Аркадьевна собрали литра по четыре черники, а я, много болтавшая и глазевшая по сторонам, литра полтора. Но зато пообщалась с трудолюбивыми, жизнерадостными, вечно занятыми подругами.