Вы здесь

Лесозаводские трудяги

У каждого ветерана Печорского лесозавода своя история – как он пришел на это сложное и тяжелое производство да почему остался, как жизнь тут незаметно пролетела от юности и до выхода на пенсию или до закрытия завода. Ветераны предприятия считают: была какая-то притягательная сила то ли у самого лесозавода с его уникальной историей, идущей от «Стелла Поларе», то ли у рабочего коллектива – крепкого, надёжного, без червоточин...

Вот и нарьян-марская девчонка Галя Ермакова пришла на завод, где родители трудились, после школы денег подзаработать на предстоящую учебу, а осталась тут, можно сказать, навсегда. Потому что и после закрытия завода душа живет воспоминаниями и утешается людьми, с которыми пуд соли съеден.
– Семья у нас была большая, пятеро детей, – возвращается мыслями в детство Галина Петровна. – Мама трудилась на бирже пиломатериалов, папа в водном цехе, на выкатке. Мне, как и любой девчонке, хотелось хорошо одеваться, и решила я летом, после экзаменов, подзаработать, а потом куда-нибудь поступать. Молодежи тогда на заводе было много. На втором потоке в лесопильном я оказалась самой молодой. Женщины были очень хорошие, работали дружно. Я старалась всем помочь. Так и заманил меня завод.
А потом Галину отправили в Архангельск учиться. Вернулась она торцовщиком 4-го разряда. Когда на станок поступает необработанная доска, торцовщик должен выкроить из нее доску как можно длиннее, при этом убрать все «пороки» – гниль, синеву, сучки. Чем длиннее доска – тем она оценивается дороже. А задача стоящего перед торцовщиком другого работника, обрезчика, – выкроить доску пошире. Затем доски попадают к браковщику, который должен распределить их по сортам...
– Через год после возвращения с учебы вышла замуж, родилась дочь, потом родился сын, – делится Галина Петровна. – Куда денешься? Надо работать.
Моя собеседница вспоминает: в конце 80-х годов, после реконструкции завода, появились окорочные станки, рубительная машина, стали вести сортировку щепы. Галина окончила курсы в Архангельске и стала работать лаборантом технологической щепы. Щепа должна была соответствовать ГОСТу, требования эти соблюдались. Её накапливали и отправляли судами в Архангельск, где она использовалась для производства бумаги, картона.
Галина Петровна работала ещё и сменным мастером. По ее словам, людей в цехах порой не хватало, и некоторые по просьбе руководства оставались на вторую смену подряд, что было очень тяжело, ведь работа физическая.
– На лесозаводе лентяев не было, – авторитетно заявляет ветеран. – Все были трудяги, работали с полной отдачей и старались не допускать брак. Ведь пропустишь что-то – могли лишить премии. Была взаимовыручка. Если случилась у товарища заминка – бежишь и помогаешь. А еще была работа по сменам, в том числе ночным. Ночь стоишь за станком, а утром нужно отправить детей в детсад или школу, истопить печь, сварить обед… Это очень тяжело для здоровья.
Галина Ермакова трудилась на любимом заводе до последнего дня его существования. Когда производство закрыли – сотни заводчан остались без работы и стали устраиваться кто куда. Галина Петровна, отдохнув полгодика, пошла к Борису Павловичу Бородкину в детско-юношеский клуб «Труд» – была там дежурной, потом выдавала коньки, затем стала завхозом.
– А когда построили Ледовый дворец – я все дела сдала и перешла туда, – говорит ветеран. – Там и тружусь до сих пор – на выдаче коньков и техничкой. Лед, дети, атмосфера веселья и добра не дает расслабиться и стареть. Все время в движении и с людьми – то, что надо! Сидеть на одном месте я бы не смогла.
Стаж семьи Ермаковых – 46 лет, недавно получили медаль «За любовь и верность». Супруг Евгений Петрович всю жизнь трудился водителем, вначале строил василковский газопровод, потом перешел в геологическое АТП. Теперь, будучи на пенсии, является личным водителем любимой внучки Насти (остальные – любимые внуки). «Настоящее счастье – во внуках», – отмечает Галина Петровна, и с ней трудно не согласиться.
Общительный, ответственный характер Галины Петровны способствовал тому, что почти всю жизнь она занимается общественной работой. Была членом профкома завода, состояла во всех родительских комитетах, пока дети росли, а сейчас уже лет пятнадцать – член совета ветеранов Печорского лесозавода. Одна из важнейших миссий совета – поддерживать бывших коллег, особенно тех, кто уже по состоянию здоровья не выходит из дома.
На 115-летие любимого предприятия совет ветеранов готовит программу. Будет и сюрприз – восстановленный огромный, литров на сорок, самовар. Пузатого душегрея начистили, намыли и уже испробовали вскипяченный в нем чаек. За чаем во время юбилейных торжеств беседы станут душевнее…