После долгого перерыва в Нарьян-Маре всерьез занялись строительством и ремонтом дорог. Поэтому большая нагрузка легла на работников асфальтового завода, входящего в структуру ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой».
Если в прошлом году за весь строительный сезон было уложено всего 1800 тонн асфальта, то в этом году потребность составит примерно 30 тысяч тонн. За первые месяцы лета выпущено уже 7 тысяч тонн, причем выпускать больший объем помешала дождливая погода июня и начала июля.
Как рассказал «НВ» мастер по выпуску асфальтобетонной смеси Евгений Алавацкий, даже в этих условиях можно было бы пустить в дело еще 5 тысяч тонн, но подвели смежники из «Архавтодора», немного задержавшиеся с подготовкой полотна трассы под асфальтирование на федеральном участке дороги, ведущей в аэропорт. Сейчас работа здесь идет полным ходом, дорожники наверстывают упущенное время.
Обновляется асфальт на улице Первомайской, латаются участки дороги, ведущей из города в поселок Искателей. На очереди – большой объем ремонтных работ на улице Ленина.
– А дальше предстоит асфальтировать новый микрорайон на улице Авиаторов, два больших участка в поселке Факел, участки на улицах Рыбников и Полярной.
Как пояснил Евгений Алавацкий, каждые сутки завод выдает по 60–120 тонн асфальта, а в особенно напряженные дни – до 800 тонн. Это хороший показатель. Хотя сооружению уже исполнилось двадцать лет, работает оно без поломок и простоев. Весной, рассказывает мастер, все оборудование разобрали, починили, заменили изношенные части и заново собрали. Теперь наш асфальтовый завод работает как новый, выдавая те параметры, которые предусмотрены изготовителем.
Что касается качества асфальта, к которому в последние годы было много претензий, то сейчас, утверждает Евгений Алавацкий, ситуация в корне изменилась.
На территории самого завода тоже продолжается реконструкция – готовятся площадки для хранения материалов, в их основание укладываются бетонные плиты. Это делается для того, чтобы сохранить свойства привозимого с Большой земли высококачественного сырья. В этом году для подготовки асфальта используется гранитная крошка, которую доставляют из Карелии. Применяются специальные минеральные добавки, которые увеличивают прочность асфальта.
Этот порошок снижает водопроницаемость и повышает морозостойкость асфальта, что особенно важно в условиях Крайнего Севера, где процессы старения асфальта происходят быстрее, чем в средней полосе России. При низких температурах на его поверхности часто появляются трещины, которые затем становятся выбоинами после расширения в них замерзшей воды.
Тем не менее, говорит мастер, не все зависит от качества самой асфальтобетонной смеси. По городским дорогам в Нарьян-Маре ходят тяжелые грузовики весом до пятидесяти тонн. Для таких машин нужно совершенно другое, более прочное основание полотна. Еще один выход – построить, наконец, для большегрузов объездную трассу. Иначе без ежегодных ремонтов не обойтись.
И сам асфальтовый завод требует постоянного присмотра и обслуживания. Все-таки солидный возраст дает о себе знать. Поэтому осенью предстоит его снова разбирать, чинить и налаживать заново, чтобы и в 2016 году работа по обновлению нарьян-марских дорог шла без остановки.