Вы здесь

Конфликт на службе? Урегулировать!

Решение важных задач государство доверяет конкретным людям – государственным служащим. От них общество ожидает честного и беспристрастного исполнения обязанностей. Но всегда ли оправданы такие ожидания? Ведь соблазн использовать свои полномочия в личных интересах достаточно велик...

Особое внимание привлекает сфера государственных закупок, в которой сосредоточены огромные суммы бюджетных средств. Какие меры применяются в округе для пресечения ситуаций, когда частные интересы ставятся выше общественных, мы поинтересовались у главного консультанта Управления государственного заказа НАО Ольги Чуйковой.

– Ежегодно объем размещаемого государственного и муниципального заказа в нашем округе составляет порядка 6,5 миллиарда рублей, заключается более трех тысяч контрактов. И каждый из них – это результат сложной работы по проведению процедуры выбора исполнителя. Любая закупка имеет свои особенности и требует тщательной проработки, над ней трудятся несколько человек, и случайных людей здесь быть не должно.

Используемая в округе цент-рализованная система госзакупок, в совокупности с осуществлением многоуровневого ведомственного контроля за формированием и размещением заказов, значительно снижает риски совершения коррупционных правонарушений. Но, безусловно, важной составляющей антикоррупционной деятельности в этой сфере является организация государственной гражданской службы, ее нормативное регулирование и работа с кадровым составом.

– Есть какие-то особые требования в отношении антикоррупционного поведения, которые предъявляются к государственным служащим в сфере государственных закупок?

– Любой сотрудник, работающий с государственным заказом, должен быть профессионалом, иметь четкое представление не только о порядке исполнения должностных обязанностей, но и понимать, как вести себя в случае возникновения предпосылок к совершению коррупционных правонарушений. Все правила поведения прописаны в законодательстве о государственной гражданской службе, противодействии коррупции, а также в иных нормативных правовых актах.

Управлением госзаказа НАО разработан и утвержден приказ, обязывающий сотрудников уведомлять о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Принят Кодекс этики и служебного поведения госслужащих, назначены ответственные за профилактику коррупционных правонарушений.

Поскольку все должности в управлении отнесены к должностям с повышенной степенью коррупционных рисков, перечень ограничений и запретов у нас значительно шире общих.

Например, все сотрудники должны ежегодно декларировать полученные ими и членами их семей доходы, имеющиеся активы, крупные расходы с указанием источника полученных средств. Все представленные сведения проходят тщательную проверку.

Непосредственно в ходе проведения закупочных процедур, при оценке поступивших на торги заявок, определении победителей, мы проводим мероприятия, направленные на недопущение случаев участия в принятии решений сотрудников, лично заинтересованных в результатах размещения заказов, либо тех, на которых способны оказывать влияние участники торгов.

Вообще, кадровой работе в сфере государственных закупок уделяется особое внимание.

– А если все-таки возникли или имеются основания предположить вероятность возникновения обстоятельств, которые могут помешать сотруднику при рассмотрении вопроса принять беспристрастное решение в соответствии с его компетенцией? Существует ли механизм, позволяющий исключить такую возможность, ведь она может привести к самым негативным последствиям?

– Такой механизм есть, и на государственной гражданской службе называется урегулированием конфликта интересов. Если у служащего возникают сом-нения в возможности объективного исполнения им должностных обязанностей, он обязан обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Для разрешения такой ситуации руководитель должен принять меры. В управлении госзаказа для рассмотрения подобных вопросов функционирует специальная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. В целях объективности принятия решений в работе комиссии принимают участие независимые эксперты.

На заседаниях рассматриваются вопросы, связанные с пресечением конфликтных ситуаций, когда личная заинтересованность сотрудника может причинить вред законным интересам граждан, организаций, общества, государства, то есть привести к конфликту личных интересов служащего и общественных интересов государства.

Если никаких мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не применяется, то сей факт влечет увольнение служащего с гражданской службы в связи с утратой доверия. При этом не стоит рассмат-ривать комиссию как некий карательный орган. Зачастую сотрудник самостоятельно не может правильно оценить сложившуюся ситуацию с точки зрения вероятности возникновения конфликта интересов. В этом случае ему комиссионно оказывается квалифицированная помощь.

– И много у вас состоялось таких заседаний?

– Всего в управлении госзаказа комиссия заседала четыре раза. В трех случаях основанием для организации ее работы послужили обращения служащих управления о намерениях выполнять оплачиваемую работу в участковых избирательных комиссиях. Еще один – о работе в составе ревизионной комиссии коммерческой организации. В последнем случае комиссия пришла к выводу, что работа в коммерческой организации, которая вправе выступать участником размещения заказа, может повлечь конфликт интересов служащего. Ведь в его должностные обязанности входит разработка конкурсных, аукционных документаций и участие в составе комиссий по торгам, поэтому служащий отказался от предложенной ему работы.

Вся информация о работе комиссии управления госзаказа размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» www.gz.adm-nao.ru. Хочу отметить, что здесь предусмотрена возможность направления гражданами или организациями электронных сообщений с информацией о фактах коррупции в управлении госзаказа или нарушениях требований к служебному поведению сотрудников.