Вы здесь

Ювелирное искусство отсекать излишки

Мастер  на рабочем месте / Фото автора

Обрабатывать кость человек начал на заре своего существования.

Древние мастера-косторезы создавали предметы, которые помогали в быту, – иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел.

Но в большей степени искусство это сконцентрировалось на ювелирных украшениях и сакральных предметах.

Нарьян-Марский мастер-косторез Дмитрий Безумов тоже решил стать частью большой и древней традиции, охватившей многие цивилизации и народы. У Дмитрия своя мастерская, также он обучает других своему ремеслу, проводит занятия в мастерской Этнокультурного центра НАО.

– Занимаюсь этим с декабря 2015 года. Пришёл в мастерскую ЭКЦ НАО, тогда здесь руководителем была Татьяна Адаменко. Она дала мне в одну руку бормашинку, в другую – кость и сказала: «Что смотришь? Пили!». С этого и начался мой творческий путь. Потихонечку втянулся, открыл свою мастерскую, а потом меня пригласили в ЭКЦ в качестве руководителя кружка, – рассказал Дмитрий

Сейчас у него в клубе занимается семь человек. Кроме того, он проводит мастер-классы. А свободное от этой работы время посвящает индивидуальному творчеству.

Прежде чем начать изготавливать фигуру, делается эскиз, потом пластилиновая копия, чтобы определить объём. На саму работу над изделием у мастера уходит от трёх дней до недели. В качестве материалов используются лосиный и олений рог, бивень мамонта, моржа, китовые кости, коровий рог, «цевка» (кость крупнорогатого скота).

В общей сложности под руководством Дмитрия свои силы в косторезном искусстве уже попробовали более ста человек:

– В прошлом году ездил на выставку работ из бивня мамонта. Познакомился там с именитыми мастерами Якутии, Салехарда, Тобольска, Чукотки, со всей России собрались. У них за плечами по 20 лет стажа. Хотелось бы в будущем достичь такого же уровня. Таких мастеров немного, это своего рода штучный продукт.

Материал требует определённой подготовки. К примеру, если бивень мамонта неправильно высушили, то он начинает распадаться и не подходит уже для объёмных изделий. Сейчас в коллекции Дмитрия бивень мамонта, который был найден на территории НАО.

Все желающие могут попробовать поработать с костью, но не у всех получается. Как говорит Дмитрий, это либо дано, либо нет:

– Человек, который начинает заниматься, делает простую деталь или узор в четыре-шесть раз медленнее меня. На один шарик, к примеру, у меня уходит 10-15 минут. У новичка – от часа до двух. Рисовать можно научиться, а скульптурное творчество даётся не всем. Но понять это можно только на практике.

Работы Дмитрия пользуются спросом по всей России. Сюжеты мастер преимущественно берёт из живой природы:

– Одно и то же изделие всегда получается разным. Я вот делаю с мордой волка чётки из оленьего рога. Их уже штук десять. Но полного сходства между ними нет. Везде есть своя индивидуальная изюминка. Раньше не обращал внимания на брови, скулы, оскал, а сейчас иду по улице и вижу бегущую собаку, смотрю на неё и для себя отмечу некоторые детали, которые и применю в работе.

У мастера много творческих планов:

– Хочу сделать несколько работ по мотивам сказок. Сюжеты, картины в голове рисуются. На выставке в Москве один из мастеров мне сказал: «Свои задумки никогда не рассказывай». Так что и сегодня полностью карты не раскрываю. Но мыслей много, обычно их записываю в блокнотик. Бывает, сюжеты приходят во снах. Вспомнил, записал, сделал зарисовку – и всё: идея ждёт своего часа для воплощения.